Для жизни и творчества художники предпочитают осесть либо в крупном культурном центре, либо в живописнейшем уголке страны, отмеченном вниманием людей творческих профессий. Но в конце 70-х годов прошлого века никто не предлагал молодым художникам — супругам Тамаре и Николаю Чеботару ни Киева, ни Коктебеля. Судьбой им было назначено ехать в Инкерман с его задымленным небом и развороченными горами.К тому времени Николай Алексеевич окончил в Кишиневе художественное училище имени И.Е.Репина, а Тамара Виссарионовна — художественно-графический факультет Одесского педагогического института. Супруги по-разному отвечают на вопрос о любимых педагогах. Тамара Чеботару с признательностью называет В.А.Гегомяна — ученика знаменитого Мартироса Сарьяна. Не без основания профессор хвалил ученицу, особенно за сочные, яркие натюрморты. Николай Чеботару главным своим учителем считает неистощимую на свет, краски и воздух природу.
Он нашел ее гармоничной и на новом месте, в Инкермане. Он рисовал его заросшие сиренью дворики, ходил с этюдниками на руины средневековой крепости Каламита в любую пору года, утром и днем. Ему полюбилась речка Черная. Очень скоро Николая Алексеевича заслуженно нарекли певцом Инкермана. Это многого стоит. Значит, художник смог открыть людям, прежде всего жителям городка, его красоту — былую и настоящую.
Вылазки на этюды предпринимались по новым маршрутам. С кистями и красками художник поднимался вверх по течению Черной, в Балаклаву. Позже в этих походах отца сопровождали родившиеся в Инкермане сыновья Леша и Андрей.
Яблоко от яблони… Алексей, естественно, как и все дети, учился в общеобразовательной школе, а еще посещал занятия в музыкальной школе по классу скрипки. Поиски своего пути в жизни привели его в стены вуза ядерной энергии.
Снова обратимся к образу: яблоко все-таки словно магнит притягивала раскидистая крона родительского дерева. Отец стал признанным художником. Из Севастополя его работы шагнули в широчайший мир. Николай Алексеевич участвовал в выставке "Живописная Украина" (1991 год, Запорожье). Его полотна отбирали для показа на "Осенней выставке" (1991 год, Киев) и снова на вернисаже "Живописная Украина" (1992 год, Киев). Работала персональная выставка севастопольца и в Народном Доме столицы Украины. До Москвы дошли произведения Николая Чеботару. Не отложила в сторону палитру и Тамара Виссарионовна, несмотря на занятость дома и на работе в средней школе N 12, где она преподает рисование и черчение.
Так, проучившись полных три года в институте ядерной энергии, Алексей, к огорчению родителей, оставил его. Он твердо решил поступить в Крымское художественное училище имени Н.С. Самокиша. А с его дипломом пошел дальше — в Киевскую академию изобразительного искусства и архитектуры. Младший брат, видимо, глядя на старшего, не стал экспериментировать. Андрей пошел по стопам Алексея.
Еще в училище Чеботару-младшие познали вкус успеха, участвуя в выставках в Крыму, в городе. В академии ребят зачислили в группы, которые ведут украинские живописцы первой величины Василий Гурин и Василий Забашта. Этим летом маститые наставники организовали творческую поездку самых способных своих учеников, в том числе Алексея и Андрея, в Карпаты, на Буковский перевал!
В апреле Тамара и Николай Чеботару участвовали в пленэре в Черногории.
И завершающее этапное событие нынешнего года — в минувшую субботу, 5 сентября, в выставочном зале Севастопольского отделения Национального союза художников Украины открылась персональная выставка работ Тамары и Николая Чеботару и их сыновей. Сразу четыре автора! Это первый их совместный показ. Из великого множества работ семейный квартет отобрал лучшие. На представленных полотнах первые посетители выставки и коллеги-художники увидели мастерски выполненные виды Крыма и Карпат, натюрморты.
К сожалению, на церемонии открытия выставки не смогли присутствовать Алексей и Андрей. В этот день, 5 сентября, они были в пути в Черногорию. Там их ожидает напряженная работа. Значит, быть новым произведениям.