Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 16o

"Люблю, уважаю, благодарю!" —

Говорят в эти дни севастопольцы любимому директору средней общеобразовательной школы N 9 Вере Макаровне Хромовой, которой сегодня, 10 сентября, исполняется… 90 лет! …И был теплый сентябрь, и грозди винограда на столе, и рядом сидела...

Говорят в эти дни севастопольцы любимому директору средней общеобразовательной школы N 9 Вере Макаровне Хромовой, которой сегодня, 10 сентября, исполняется… 90 лет!
…И был теплый сентябрь, и грозди винограда на столе, и рядом сидела она — женщина с удивительными глазами, от взгляда которых с первых минут появлялось ощущение, что мы знакомы давно. Но прежде были встречи и откровенные беседы с ее учениками, многие из которых даже спустя десятилетия "бывшими" себя не называют. "У Веры Макаровны мы учимся по сей день", — говорят они. Только теперь к ней идут не за школьными знаниями, а за богатым жизненным опытом и человеческой мудростью….Полуголодное послевоенное детство. Город, как Феникс, возрождается из пепла. В каждой семье рана, нанесенная войной. Но надо найти силы жить дальше. И не просто жить. Не просто существовать, а, вопреки всем невзгодам, стремиться к тому, чтобы каждый новый день становился лучше. Это не могло произойти само собой. Ничто по-настоящему хорошее само собой не происходит. Нужна была твердость. Несгибаемая воля. Но еще больше — Любовь. Особенно им, детям военного и послевоенного времени. Тонкошеим птенцам, которых лихая година выбросила из гнезда, лишив кого родительского тепла, а кого — правильных ориентиров. В эти годы практически для каждого, без преувеличения, школа становилась вторым домом, где учитель не мог, не имел права быть просто учителем.

В 1941 году Вера Макаровна, выпускница Сумского пединститута, об этом еще не могла знать. В начале войны эвакуировалась в Красноярский край, где пришла в школу и начала вести химию. Через год стала завучем, и уже, кроме ведения предмета, была обязана решать совсем не "школьные" дела. Вместе с учениками ездила на лесоповал, организовывала детей на разгрузку вагонов. А кому же еще это было делать, когда все мужчины ушли на фронт? Женщинам, старикам, и детям. Спустя много лет она вспоминала, что никто из ребят с тяжелой работы у нее ни разу не отпросился, не сбежал. Словно это были взрослые, если так уместно сказать, дети.

И все-таки — дети. Хоть и не по-детски умеющие читать по глазам. Девчонки, мальчишки — то по-доброму озорные, то вызывающе дерзкие. Кто знает, может быть, именно тогда она сердцем учителя поняла, что для того, чтобы тебя услышали, кричать не надо. Верное слово и личный пример — лучше искусного красноречия. Сильнее любой мотивации — твоя искренняя заинтересованность и участие.

Дети — народ, обмануть который нельзя. Но можно, наврав, ввести в заблуждение, и они, если захотят, даже сделают вид, что верят. Но результат может оказаться непредсказуемым, а то и опасным. Вера Макаровна кривых дорог не любила. Да, была строгой, требовательной, а если нужно — жесткой. Но всегда справедливой. Никогда — равнодушной. И то, что делала или говорила она, для детей всегда было правдой.

В 1951 году Вера Макаровна была переведена в Севастополь и начала работать учителем биологии и химии в СОШ N 9. В 1956 году стала директором школы.

Вспоминает выпускник 1959 года, подводник, специалист по ядерному вооружению В.И. Жартовский:

— Вы только представьте, какие это были годы: после войны и эвакуации за школьные парты сели самые разновозрастные дети. В начальных классах могли оказаться и восьмилетки, и 12-15-летние. Жили бедно. Вместо тетрадок писали на газетной бумаге или на бумажных мешках из-под цемента. Конечно, хулиганили, что греха таить. Но с первых дней работа в школе была поставлена так, что в чувство приводили любого хулигана. Вера Макаровна знала каждого ребенка, родителя в лицо. От ее вездесущего взгляда, казалось, негде было укрыться. Достанет из-под земли, а своего добьется. При этом она никому никогда не читала нотаций и нравоучительными разговорами не донимала…

Рассказывает директор предприятия "Персей" П.А. Власенко, выпускник конца 50-х:

— Вера Макаровна и весь коллектив школы давали нам не только знания, они нас жизни учили. Но тон всему задавала директор. Помню, вокруг школы еще не было асфальтированных дорог. Мы ходили кто в чем, в основном в резиновых галошах, по грязи. Вера Макаровна распорядилась поставить около школы емкости с водой и к ним — тряпочки. Прежде чем войти в школу, мы были обязаны привести свою обувь в порядок. Директор лично за этим следила, встречая нас каждое утро. Сама всегда безукоризненно аккуратная, собранная.

Хочу вспомнить такой эпизод. В старших классах я был председателем ученического комитета школы. Однажды в результате конфликта дал одному "товарищу", как говорится, в лицо. Он заслужил это. Естественно, был вызван "на ковер" к директору. До сих пор помню, как я боялся переступить порог директорского кабинета. Мы любили Веру Макаровну и… боялись. Но эта боязнь, как я сейчас понимаю, была лишь чувством огромного уважения к ней. Как раз тот случай, когда тебе глубоко не безразлично чье-то мнение. Я вошел в кабинет, весь покрывшись красными пятнами. Она подняла голову от бумаг, посмотрела пристально: "Ты все понял?" — спрашивает. Отвечаю: "Да, все" — "Иди". Я долго потом думал: "Почему вот так?" Кажется, понял. Директор без лишних слов мне будто сказала: не будь глупцом, не связывайся с кем попало. Этот урок я усвоил. Долгое время школа N 9 была единственной на Северной стороне. Здесь также обучались ребята с Радиогорки, Мекензиевых Гор, из совхозов. А в начале 60-х школа уже работала в три смены (третья смена — "вечерняя"). Под ее крышей обязательное среднее образование получали около 1 700 детей. На "параллели" были "А", "Б","В", "Г", "Д", "Е", "Ж" классы. 16 классов насчитывала начальная школа. В должности директора Вера Макаровна Хромова была 17 лет. Всех учеников знала и помнила поименно.

Рассказывает выпускник средней школы N 9 1959 года, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта СевНТУ В.Н. Торлин:

— Хочется отметить врожденный педагогический талант Веры Макаровны, который в сочетании с твердостью характера и большой силой воли производил на нас неизгладимое впечатление. Каждое ее слово, сказанное на уроке или перемене, запоминалось навсегда. Она никогда не повышала голос, но ее слова останавливали "на скаку" тех, кто скакал, и глубоко западали в душу тем, кто ее слушал. А слушали и слушались все: и ученики, и учителя.

Шли годы. Внутренне и внешне менялась школа. Неизменной оставались только принципиальность и требовательность директора. В 70-е, как и в 50-е годы, спуску не давалось.

Это подтверждают воспоминания выпускника СОШ N 9, начальника Севастопольского управления СБУ генерал-майора М.А. Сальвы:

— Вера Макаровна неукоснительно требовала от нас выполнения правил поведения в школе. Особым пунктом в этих требованиях был внешний вид. Мы увлекались "Битлз", стремились носить длинные волосы. Но не тут-то было! Вера Макаровна каждое утро встречала нас на пороге школы и особо "заросших", по ее мнению, вместо уроков отправляла в парикмахерскую. Девочкам тоже доставалось. Желание носить в школе модные короткие юбки пресекалось на корню. Вера Макаровна с линейкой в руках измеряла длину юбок и особо отчаянным рекомендовала отправляться домой и переодеваться. Сейчас другие времена, другие нравы. Но мы благодарны нашему директору за стремление воспитать нас прежде всего здравомыслящими людьми. А многие ее уроки помогают нам и сейчас.

Найти в маленьком человеке, ребенке, внутренний стержень, относиться к нему уважительно и бережно, не сломать, а взрастить — вот где талант учителя. Вера Макаровна, вспоминают ее ученики, и спросить умела, и понять.

— Я был трудным ребенком, — признался газете без обиняков выпускник СОШ N 9, начальник Севастопольской таможни Л.Н. Рудкин. — Разбор "полетов" на ковре у директора проводился не раз. Но именно Вере Макаровне Хромовой я от души благодарен за то, что она сумела направить мою энергию в нужное русло. Отношусь к ней с большим уважением и считаю великим педагогом.

42 года назад в школу учителем химии пришла ныне заслуженный учитель Украины Раиса Степановна Чекулова.

Это уже были не те времена, когда от уличной грязи школьные коридоры спасали емкости с водой и ученики выполняли домашние задания на старых газетах. Школа, набирая силу, превратилась в просветительный культурно-массовый общеобразовательный центр. Раиса Степановна вспоминает, как с первых дней работы ощутила необыкновенную атмосферу, царящую в педагогическом коллективе: дух соревнования и взаимовыручки.

— Жизнь кипела, — рассказывает Р.С. Чекулова. — Дети были заняты в школе с утра до вечера, поэтому уйти домой после 17 часов из педагогов никто и не думал. Каждый учитель вел предметный кружок. Впечатляла учебно-материальная база, созданная самими учителями. Велась огромная внеклассная работа. При школе было три хора, духовой оркестр. Каждый класс имел баскетбольную, волейбольную команды. Хорошо было поставлено трудовое воспитание. Работали столярные и слесарные мастерские. Да еще как! Стройматериалы привозились вагонами. Старшеклассники собственными руками изготавливали, лакировали мебель для детских садов, шкафы для канцелярии, для предметных кабинетов. Два раза в месяц проводились субботники. Несколько улиц на Северной, часть Учкуевки засажены деревьями руками учеников. Особую гордость представляла военно-патриотическая работа. Ребята изучали боевой путь 2-й Гвардейской армии, вели поисковую работу, переписку с ветеранами. Позже в школе открылся музей, ставший образцовым и до сих пор считающийся одним из лучших школьных музеев в Украине.

Каждую субботу проводились развлекательные вечера. Ребята сами придумывали программу, танцевали. Своеобразным подведением итогов считался выезд школы на отдых в первое воскресенье октября, причем во всех мероприятиях директор всегда участвовала лично. Здесь же проводились отчеты по краеведческой работе, спортивные соревнования, конкурсы, смотры самодеятельности и военно-патриотические игры.

Многие традиции, заложенные директором В.М. Хромовой, бережно сохраняются педагогическим коллективом школы и в наши дни. И хотя на дворе царит другое, неоднозначное и тоже по-своему нелегкое время, преодолевать трудности помогает духовное наследие, которое оставила Вера Макаровна, являясь примером мужества и подвига учителя, доказавшего, что если благородно сердце, крепок дух и есть любовь к людям, можно cдвигать горы.

Сегодня многим воспитанникам Веры Макаровны Хромовой далеко за… Растут внуки. Но какими же сильными были их детские впечатления, если спустя годы юбилей любимой учительницы воспринимается как день рождения близкого, родного человека.

Выпускник школы N 9 1968 года капитан 1 ранга запаса С.Л. Блюмин считает, что атмосфера требовательности, уважения и любви, созданная когда-то в школе, помогла ему воспитать четверых детей, добиться высокой должности на флоте — командира корабля, а после увольнения в запас организовать свой бизнес. Оглядываясь в прошлое, он уверен, что основа успеха была заложена в школе.

— Такие люди, как Вера Макаровна Хромова, — победившие в войне, восстанавливавшие из руин Севастополь, сегодня на вес золота, — сказал председатель Севастопольского городского совета Валерий Саратов, тоже бывший ученик Веры Макаровны. Но это сегодня он — первое лицо в городе, а ведь когда-то…

— Уважаемая Вера Макаровна! — обращается председатель горсовета В. Саратов со страниц газеты к своему учителю. — Человеческая жизнь так устроена, что она состоит из поколений людей, которые нас формируют. Мне даже страшно подумать, что когда вы выпускали меня в школе, вы были моложе, чем я сегодня. Прошло практически 40 лет… Я глубоко благодарен вам за то, что вы воспитали меня настоящим гражданином, привили чувство любви к Родине, сделали меня человеком, который хочет постоянно учиться. Вы были строгой, но всегда справедливой. Наше уважение к вам безмерно. В день вашего рождения мы желаем вам здоровья. Мы всегда с вами!

А что сама Вера Макаровна? Какие она ставила перед собой цели, когда смотрела в детские глаза, пытаясь прочитать в них сокровенное?

— Я всегда стремилась научить ребят в первую очередь порядочности, — говорит педагог, — чтобы у ребят хорошие знания и высокая нравственность были неотделимы друг от друга.

Вера Макаровна с большой благодарностью вспоминает всех, кто был с ней рядом на нелегком учительском поприще. Она помнит каждого.

…И был сентябрь, и грозди винограда на столе, и рядом — она, удивительная женщина Вера Макаровна Хромова, на поклон к которой сегодня приходят ее седоволосые ученики. Ее дети. И как-то особенно светло, радостно становится на душе от понимания того, что ничто по-настоящему хорошее на земле не проходит бесследно!

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ