Путешествие из Севастополя в Стамбул и обратно на корабле "Севастополь-1"

Мы уже рассказывали нашим читателям, что призеры творческого конкурса по проекту Геннадия Черкашина получили сказочный подарок — путешествие в Стамбул — от руководителей судоходной компании "ГЕСС и КО" Ю.М. и А. М. Кравцовых.
Юрий Михайлович и Алла Михайловна в четвертый раз предоставляют севастопольским школьникам уникальную возможность увидеть мир, познакомиться с легендарной историей и традициями Турции — нашего южного морского соседа. Накануне этой поездки старшеклассницы побывали в гостях в туристической фирме "ГЕСС и К О". А.М. Кравцова рассказала о маршруте, о том, что им предстоит увидеть в Стамбуле, и, конечно же, о теплоходе "Севастополь-1", который регулярно совершает такие рейсы. И вот путешествие завершено, и его участницы, как и обещали, представили нам свой коллективный репортаж. Его ведут Анастасия Бабаш (шк. N 19), Виктория Стратюк (шк. N 43), Ольга Хлыбова (гимн. N 1). Мнения личные и мнение коллективное.

"СТАМБУЛ, Я ВЛЮБИЛАСЬ!"

Анастасия БАБАШ: "Переливчатый звон монет на костюме у танцовщицы танца живота, медовый аромат кофе, разносящийся по улочкам Стамбула, яркие краски Гранд-базара — волшебные воспоминания пролетают перед глазами… Кто из нас не мечтал оказаться в самой настоящей восточной сказке?! Ощутить себя султаном, найти эту тонкую грань между Европой и Азией, поразиться красоте Айя-Софии… Именно такой воистину королевский подарок сделали нам компания "ГЕСС-тур" и Фонд им. Геннадия Черкашина, за что я, как одна из победителей этого конкурса, хочу сказать искреннее спасибо.

Стамбул, я влюбилась…

Но прежде чем окунуться с головой в восточную сказку, мы побывали ещё в одной сказке — морской. Любопытно, как это — "бороздить моря"? Сплошная романтика или тяжелая работа? Кто самый главный на корабле? Его "сердце"? К счастью, на наши вопросы согласились ответить члены команды".

Знакомство с кораблем началось сразу же после того, как на морском терминале мы прошли пограничный и таможенный контроль. У трапа пассажиров встречают молодые моряки, которые помогают донести багаж до кают. Доброжелательность, внимание, улыбки членов экипажа, прозвучавшие по радиотрансляции приветствие капитана и пожелание доброго пути — все настраивало на отличный лад, тем более что все впервые отправлялись в морское путешествие.

НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ

На любом судне самой знаменательной фигурой является капитан. На его плечах лежит огромная ответственность, поэтому капитан любого судна, даже самого маленького, должен быть надежным. В его обязанности входит абсолютный контроль над всем происходящим на корабле. И неудивительно, что капитан остро реагирует даже на мелочи, связанные с экипажем и пассажирами. Владимир Григорьевич Тыниника капитаном корабля "Севастополь-1" уже очень давно. Не каждый моряк может похвастаться таким большим стажем: 27 лет. На своем капитанском веку Владимир Григорьевич повидал многое. А начиналось все с простого, банального желания юноши стать моряком дальнего плавания, и он во что бы то ни стало решил добиться этой цели. Ему удалось воплотить свою мечту в жизнь. Казалось бы, за столько лет эта работа может стать обыденной и ничем не впечатляющей, но как бы не так: Владимир Григорьевич признается, что его любовь к морю только усиливается. Каждый раз он открывает для себя что-то новое.

У Владимира Григорьевича отличное взаимопонимание с командой, в чем мы убедились как по ходу нашего разговора с капитаном, так и пообщавшись с членами экипажа. Все, как один, утверждают, что капитан — потрясающий специалист и отличный человек.

ИЗ РОДОСЛОВНОЙ КОРАБЛЯ

Рассказывает капитан корабля В.Г. ТЫНИНИКА:

— Первое имя теплохода — "Муссон". Строили его на верфи в Гданьске (Польша). 1 августа 1968 года на корабле был поднят государственный флаг СССР. Судно принадлежало Одесскому институту погоды и совершало научные экспедиции. На верхней палубе стояла ракетная метеоустановка, которая была способна запускать 24 метеорологические ракеты. Когда распался СССР и прекратилось финансирование науки, пришлось изыскивать возможности для выживания. Фирма "ГЕСС и КО" взяла корабль в аренду и тем самым буквально спасла его от разрушения. Задумайтесь: из шести судов этой серии только одно наше сейчас в эксплуатации. 12 ноября будет 10 лет, как я подписал акт приемки. Благодаря тому, что компания "ГЕСС и КО" уделяет судну столь пристальное внимание, оно, несмотря на почтенный возраст, до сих пор находится в нормальном эксплуатационном состоянии.

КАПИТАН О СЕБЕ…

На флоте я с 16 лет, учился в школе юнг в Кронштадте. Три года ходил рулевым сигнальщиком. Затем — военно-морское училище в Ораниенбауме, под Ленинградом. Служил в Военно-Морском Флоте. Потом в 1976 году перешел в научно-исследовательский флот. Мне, тогда второму штурману, посчастливилось принимать из постройки в Финляндии новое экспедиционное судно "Профессор Водяницкий" для Института биологии южных морей НАНУ. В 1982 г. президиум АН СССР утвердил меня капитаном этого замечательного судна. Затем я был командирован в Морской гидрофизический институт НАНУ и стал на капитанский мостик другого научно-исследовательского судна — "Профессор Колесников". То были счастливые годы научных рейсов, замечательных экспедиций, совместной работы с известными отечественными и зарубежными учеными. Но распался Союз, прекратилось финансирование, оснащенные самым современным оборудованием научные суда застыли у причалов.

Когда Юрий Михайлович Кравцов предложил мне работать в новом режиме, я с радостью согласился. Тем паче что корабль носит имя нашего города. Команда профессиональная, люди надежные, вместе в море не один десяток лет. На них и держится судно. Практически все старожилы в свое время с удовольствием работали на науку. Сейчас экипаж в среднем 50-55 человек. Хотя, безусловно, есть текучесть кадров. Ныне для нас далеко не лучшее время. Проблем добавил кризис. Возросла стоимость топлива, значительно сократились грузоперевозки, схлынул поток пассажиров. А ведь в свое время, когда была другая цена на топливо, "Севастополь-1" совершал круизы по Средиземному, Эгейскому морям, заходил в Грецию, Ливан, Сирию. Сейчас даже мечтать об этом не приходится. Но надо выживать, ведь если этому кораблю полгода не поработать, потом его можно будет списывать на металлолом. И кадры стареют.

ДЕЛЬФИНЫ ТАНЦУЮТ

Прервав свой рассказ о корабле, Владимир Григорьевич обратился к нам с предложением: "А на дельфинов посмотреть не хотите? Вон они сопровождают корабль и с правого, и с левого борта".

Конечно, все сразу же выбежали на палубу.

Ольга ХЛЫБОВА: "Море тихо шептало, по-доброму приветствовало нас. Волны, как дети, окружали корабль, смеялись и прятались, как будто их родители не разрешали играть с незнакомцами. Все вокруг ослепляюще синее, только одинокая белая дорожка серебрится и пляшет… Солнце и море…"

Анастасия БАБАШ: "А по ночам — сплошная чернота и звезды. Пахнет йодом, ветер запутался в волосах, глаза щурятся от солнца — вот где можно почувствовать настоящую свободу! Смотрите: дельфины танцуют в волнах, сопровождая наш корабль! Улыбаюсь. Как бы я хотела навсегда потеряться в этих просторах, жить в Сказке…"

КАКОВА ЦЕНА ДИПЛОМА?

Капитан с уважением называет своих коллег, своих помощников. В море ведь самое важное, когда есть на кого положиться. Это старший механик Василий Иванович Кожемяка, ремонтный механик Михаил Петрович Токарь, системный механик Анатолий Иванович Кожемяка, начальник радиостанции Юрий Иосифович Шепетило, помощник по АХЧ Петр Сергеевич Кеда, врач Юрий Николаевич Корольков, пассажирский помощник Наталья Николаевна Макарова. Одна из основных — служба быта, работники которой создает уют и настроение.

— Мы очень рассчитываем на молодое пополнение, — продолжает капитан. — На фирме есть договор с Херсонским морским колледжем, к нам направляют на практику курсантов, но мы получаем уже совсем не то, что было прежде. Для меня тема тяжелая. Я считаю, что в последние годы в морских училищах готовят брак. Это беда нынешнего образования. Сравниваю: когда нас учили, то я, матрос, знал намного больше, чем нынешний выпускник. Неприятно об этом говорить, но это тревожит: дипломы на флоте покупают так же, как и в других сферах. Судите сами: штурман с дипломом приходит на корабль, а сам не знает, как нанести координаты. Но если где-то неподготовленность можно скрыть, то на корабле это особенно чувствительно. И получается, что ребят с дипломом мы начинаем учить заново. Единицы из них по-настоящему стараются и в результате становятся специалистами, такими, например, как наш нынешний второй штурман Виталий Сергеевич Костюков. Он был у нас на практике, потом получил высшее образование, теперь набирается настоящего опыта. Я уверен: толк будет, он пойдет и пойдет. А других мы натаскиваем, учим, они чуть-чуть становятся на ноги и уходят работать по контракту, где больше платят. Проблема подготовки кадров для флота стоит ныне очень остро.

У Владимира Григорьевича отличное взаимопонимание с командой, в чем мы убедились как в ходе нашего разговора с капитаном, так и пообщавшись с членами экипажа. Все, как один, утверждают, что Владимир Григорьевич — отличный профессионал и замечательный человек.

Путевой репортаж Анастасии Бабаш (11-й кл. шк. N 19), Виктории Стратюк (10-й кл. шк. N 43), Ольги Хлыбовой (9-й кл. гимн. N1) подготовила Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ.

(Продолжение следует).

Другие статьи этого номера