Дети индиго: какие они?

С некоторых пор в наш обиход вошло такое понятие, как "дети индиго". Действительно ли существует такой феномен, и если да, то в чем его сущность? Дети индиго: какие они? Этот вопрос мы задали доценту кафедры прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета Татьяне Ивановне БЕССОНОВОЙ.

— Будучи педагогом и психологом, проводя много времени в тесном общении с детьми и их родителями, волей-неволей замечаешь, что в поведении многих современных детей действительно проявляются совершенно новые модели поведения, — говорит Т.И. Бессонова. — Многим родителям все труднее объяснить в своих детях новые схемы поведения, новые компоненты духовности. Истинное понимание феномена, который получил название "дети индиго", еще только набирает силу. И хотя с позиции научной психологии этот феномен выглядит немного "странным", тем не менее группа проницательных родителей и учителей (в основном из США), ссылаясь на опыт многочисленных наблюдений, пытается понять природу этого явления с позиции практиков.

— Как проявляют себя дети индиго?

— Сегодня многочисленные зарубежные источники — работы Стивена Харрисона, Джона Грэя, Ли Кэрролл, Лиз Бурбо, — доступные родителям, трактуют феномен индиго с позиции их необычных психологических характеристик. Вот некоторые высказывания: "Дети индиго — это высокочувствительные многомерные сущности, нередко наделенные многочисленными талантами, утончёнными интуитивными способностями. Они появляются на свет с врождёнными знаниями"; "Это уникальная категория детей, отличающаяся своим умом, смекалкой, своеобразной реакцией и своеобразными переживаниями. Мудрость детей индиго вызывает восхищение"; "Недостаток уважения вызывает их искреннее отчаяние. Им очень хочется найти хоть кого-то, кто мыслит, как они. Если эти дети не добиваются желаемого, то они быстро собираются в своего рода группы поддержки. Ценят у взрослых откровенность и искренность. Они чувствуют лжецов и очень их копируют"; "Они любят животных, и животные любят их"; "Они не выносят одиночества"; "Дети живут текущим мгновением и упорно добиваются поставленной цели. Право выбора у них на первом месте".

— Но вышеописанные характеристики, например такие, как любовь к животным и болезненная переносимость одиночества, в какой-то степени свойственны всем детям.

— Сегодня существует весьма обширная типология детей индиго. Зарубежные источники выделяют десять наиболее распространённых качеств: 1) дети индиго приходят в этот мир с ощущением своей царственности; 2) они чувствуют, что заслужили быть здесь, и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение; 3) они не сомневаются в своей значимости, нередко сообщают родителям, "кто они есть"; 4) у них нет абсолютных авторитетов, они признают только свободу выбора; 5) они вообще не делают некоторых вещей: для них невыносимо стоять в очереди или ждать, когда их выслушают; 6) они проявляют только творческую мысль; 7) они предлагают новые правила жизни — более рациональные и конструктивные; 8) они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных; 9) они искренни; 10) они не стесняются, давая нам понять, в чём испытывают нужду.

— Этот перечень напомнил мне поведение сына знакомых. Мальчик постоянно встревает в разговоры, требуя исключительного внимания, канючит, если не добивается своего, при этом совершенно игнорирует чужое мнение. Он — индиго?

— Есть еще такие важные моменты, как особенности определенного возраста и воспитание. Никто не снимает с родителей ответственности. Если в семье воспитание ребенка пущено на самотек, дескать, он у нас и так "выдающийся", то может получиться обратный результат — развиться асоциальная личность. Задача родителей — научить ребенка социальным правилам поведения, когда принимаются во внимание интересы других людей. Мы только тогда можем говорить о личности как об успешной, когда интеллектуальная и эмоциональная сферы уравновешенны. К сожалению, случается так, что ребенок действительно обладает незаурядными задатками, заложенными в нем биологически, демонстрирует недюжинные способности, но в процессе взросления на него оказывают деструктивное влияние наши социальные стандарты.

— В каком возрасте чаще всего проявляется феномен индиго?

— Чаще всего феномен индиго связывают с дошкольным возрастом, когда дети демонстрируют миру взрослых необъяснимые с позиций сегодняшних знаний ментальную визуализацию, интуитивное мышление, интуитивные способности. В дошкольном возрасте выделяют младший дошкольный возраст (2-3 года), средний (3-4 года), старший (5-6 лет). Этот период имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребёнка. Его не случайно еще называют возрастом игры, поскольку именно она — ведущая деятельность данного возраста от простой сюжетной игры до игры по правилам.

— Насколько я поняла, одно из качеств, присущих детям индиго, — это особенный дар интуиции. Как это можно объяснить?

— Детство — это на 90% мир визуальных форм деятельности, раскрывающий многообразие сторон интеллекта личности. Структура интуитивного акта каждого ребёнка индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, которые, по мнению ряда исследователей, напрямую связаны с генетической памятью рода и социальным опытом поколений. Высокоинтеллектуальная среда и соответствующий эмоциональный настрой являются залогом развития интуитивного дара ребёнка. Я склонна считать, что каждое новое подрастающее поколение совершенно отличается от предшествующих. На Землю приходит новое человеческое сознание, проявляющееся в наших детях уже сегодня.

— Итак, появление новых детей стало реальностью. Но вместе с тем появился и новый тип родительских проблем. Какие советы можно дать родителям, считающим, что в их семье подрастает ребенок индиго?

— Мы, родители, должны осознать, что старые приёмы воспитания и дисциплины уже неэффективны. Ребёнок индиго — это ребёнок, обладающий новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения, что требует от родителей новых методов воспитания, нового подхода к обучению. Если мы сможем понять, что новые дети пришли сюда, чтобы многому нас научить, если сможем научиться видеть мир их глазами, всё в нашей жизни переменится к лучшему.

Воспитание ребёнка — это большая работа с тонким инструментом его души. Но вначале мы должны настроить свои внутренние инструменты так, чтобы они не звучали фальшиво. Другими словами, прежде чем манипулировать сознанием ребёнка, надо убедиться в чистоте собственных помыслов и благородстве цели, ибо детская психика исключительно чутка и восприимчива.

В целом семейная идеология воспитания должна иметь стабильные традиции добра и справедливости, выполняемые всеми членами семьи. Да, родители по-прежнему главные члены семьи, но они могут тоже ошибаться и быть не правы. В семье должно быть единство требований отца и матери. Не скупитесь на похвалу сына или дочери. Демонстрация любви — это ежедневный "полив" достижений ребенка. Помните, что теплота, любовь, нежность — это защита от всех жизненных невзгод, это своеобразный банк заботы о вашей старости…

Интервью провела Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

* * *

ДЕСЯТЬ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О МОЗГЕ:

1. Мозг можно сравнить с мышцами: чем больше его тренируешь, тем больше он растет. Мозг среднего взрослого мужчины весит 1424 г, к старости масса мозга уменьшается до 1395 г. Рекордный вес мужского мозга — 2040 г. (Для сравнения: динозавры, достигавшие 9 м в длину, имели мозг величиной с грецкий орех и весом всего 70 г).

2. Самое бурное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет.

3. Регулярное моление снижает частоту дыхания и нормализует волновые колебания головного мозга, способствуя процессу самоизлечения организма. Верующие люди ходят к врачу на 36% реже, чем остальные.

4. Чем образованнее человек, тем меньше вероятность заболевания мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

5. Занятие незнакомой деятельностью — лучший способ развития мозга. Общение с теми, кто превосходит вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.

6. Сигналы в нервной системе человека достигают скорости 288 км/час. К старости скорость снижается на 15%.

7. Самым крупным в мире "донором" мозга является монашеский орден сестер-педагогов в Манкато (штат Миннесота). Монахини в своих завещаниях пожертвовали науке около 700 единиц мозга.

8. Самый высокий уровень интеллектуального развития продемонстрировала Мэрлин Мач Вос Савант из штата Миссури, которая в возрасте 10 лет уже имела средний показатель уровня развития интеллекта для 23-летних. Ей удалось пройти сложнейший тест для вступления в привилегированное общество Мега, куда входят лишь около трех десятков человек, имеющих такой уровень развития интеллекта, который встречается всего у одного человека на миллион.

9. Самый высокий средний национальный показатель уровня развития интеллекта в мире — у японцев: 111. У 10% коренного населения Страны восходящего солнца этот показатель выше 130.

10. Сверхфотографическая память Крейтона Карвелло позволяет ему с одного взгляда запомнить последовательность карт сразу в шести отдельных колодах (312 штук).

Обычно в нашей жизни мы используем 5-7% возможностей мозга. Трудно себе представить, сколько всего совершил и открыл бы человек, задействуй он еще хотя бы столько же. Зачем нам такой "запас прочности"? Ученые пока не выяснили…

Другие статьи этого номера