Василий ЦЫБУЛЬКИН: "Транспортная отрасль — это отрасль, которая всегда кормила страну"

Если первое впечатление о городе у приезжих складывается по внешнему облику встречающего их вокзала, то второе, не менее яркое, наши гости получают уже в общественном транспорте. Именно поэтому вопросы функционирования общественного транспорта так же важны, как и внешний вид самого города — чистота, ухоженность достопримечательностей и приветливые севастопольцы. И хотя Севастополь уже устойчиво занимает авторитетные позиции в системе транспортной отрасли Украины, вопросы совершенствования работы общественного транспорта еще есть. Сегодня об итогах работы в уходящем году, о тенденции развития транспортной отрасли в непростое время экономической нестабильности мы беседуем с постоянным экспертом "Славы Севастополя+" по вопросам общественного транспорта, владельцем одного из авторитетнейших автотранспортных предприятий в Севастополе и Украине Василием Цыбулькиным. — Василий Федорович, в 2009 году многие предприятия Украины пережили, возможно, один из самых сложных периодов за всю историю нашей независимости. Скажите, как развивалось ваше предприятие в условиях экономической нестабильности?

— Год, конечно же, выдался непростой — был насыщен и приятными событиями, и не очень. Но хотелось бы вначале отметить достижения, а после поговорить и о конструктивном развитии транспорта.

В этом году при городской администрации успешно прошел ряд конкурсов на распределение городских маршрутов среди перевозчиков. И два наших предприятия — ЧП "Цыбулькин" и ЧП "Севтранс-трест" — в очередной раз подтвердили свои лидерские позиции и право обслуживать центральные маршруты города-героя. Мы всегда помним о том, что большинство гостей, прибывающих в славный город, путешествуют по нему именно в наших чистых и комфортабельных автобусах. Все самое новое, самое передовое и лучшее мы дарим Севастополю. Вот и к Дню города ЧП "Цыбулькин" при содействии городской администрации привезло в Севастополь два белых автобуса МАЗ повышенной комфортности. На сегодняшний день таких автобусов нигде в Крыму больше нет!

Помимо повышенной комфортности, новые МАЗы интересны тем, что в них предусмотрен специальный выдвижной механизм для посадки инвалидов-колясочников и пассажиров с детскими колясками. Для таких граждан здесь есть специально оборудованная площадка. Низкие же полы автобуса (практически вровень с остановочным бордюром) значительно облегчают посадку людей преклонного возраста. Важно отметить, что эти МАЗы, хорошо зарекомендовавшие себя в Европе — Германии, Австрии, Болгарии, Венгрии, — ЧП "Цыбулькин" приобрело за собственные средства, без помощи городского бюджета.

Водители наших предприятий в очередной раз были признаны лучшими водителями пассажирского транспорта на городском конкурсе профессионального мастерства. В профильных номинациях по классам автобусов водители ЧП "Цыбулькин" и ЧП "Севтранс-трест" получили все призовые места (от 1-го до 3-го).

На Всеукраинской конференции по безопасности движения, проходившей в сентябре в Донецке, ЧП "Цыбулькин" было отмечено как одно из самых надежных АТП в сфере пассажирских перевозок в Украине. И совсем недавно мы получили международное признание — соответствие европейским стандартам качества товаров и услуг. Но об этом я расскажу более подробно в следующий раз.

— Василий Федорович, вы часто бываете в различных регионах Украины, общаетесь с коллегами по бизнесу, делитесь опытом работы. Скажите, как реально развивается транспортная отрасль в условиях кризиса?

— В последние годы транспортная отрасль стала своеобразным донором для государственного бюджета. Но каждый знает, что если у донора взять крови больше определенной нормы, он просто умрет. В феврале этого года в Кабинете министров Украины прошли общественные слушания по вопросу о внесении изменений в закон Украины "Об автомобильном транспорте". Именно в это время по Киеву и многим крупным городам Украины прокатилась волна протестов. Предприниматели, работающие в сфере автотранспортных перевозок, выразили свою обеспокоенность по поводу попыток власти расширить поступления в бюджет за счет организации прямых и скрытых схем дополнительного увеличения налогообложения транспортников. Это и новые правила организации массовых необоснованных проверок автопредприятий различными контролирующими органами, и ужесточение мер ответственности, и запредельное увеличение размеров штрафных санкций, и многое другое.

В сентябре в Донецке прошла Всеукраинская конференция по транспорту с участием представителей органов власти, руководителей предприятий и организаций, представляющих интересы сферы транспорта. Так вот, все вопросы, звучавшие в феврале, сохранили свою актуальность и в конце года. К сожалению, прогресс наблюдается только в сторону увеличения ответственности бизнеса перед государством. А хотелось бы, чтобы государство научилось не только брать, но и давать (помогать).

Транспортная отрасль — это отрасль, которая всегда кормила страну. Без развития транспорта у нас не будет ни экспорта, ни импорта, ни туризма… Мы сегодня только и говорим, что о развитии металлургии, химической промышленности, агропромышленного комплекса и энергетики. А скажите, как мы собираемся поставлять продукцию на экспорт или обеспечивать насыщение внутреннего рынка товаром, если транспорт станет банкротом? Транспорт — это "кровеносная система" государства, которая дает ему (государству) жизнь. И многие из нас хорошо помнят, что еще не так давно все крупнейшие инвестиционные проекты в Украине осуществлялись при поддержке и непосредственном участии именно Минтранса. К примеру, в Севастополе — это восстановление Владимирского собора в Херсонесе, строительство "президентского" дома в бухте Омеге и многое другое.

— Василий Федорович, скажите конкретнее, что сегодня мешает работать транспортникам в нормальном режиме и идти по пути прогрессивного развития?

— Прежде всего нам необходима предсказуемость рынка, обеспечивающего функционирование транспорта. Это системность ценообразования на горюче-смазочные материалы и комплектующие детали для технического обслуживания автопарка. Это обоснованность количества проверок предприятий, величины штрафных санкций и их градация. Это целесообразная калькуляция транспортных и других сборов в бюджет. Нельзя забирать у предприятий всю прибыль и при этом рассчитывать на положительную динамику развития отрасли.

Сегодня также остро стоит вопрос недобросовестного отношения государства к компенсациям за льготные перевозки. Зачастую льготные перевозки либо компенсируются не в полном объеме (хотя законодательством предусмотрена полная компенсация по льготникам), либо вообще игнорируются органами власти. Как правило, большинство предприятий обеспечивает льготный проезд за свой счет. Получается так, что государство обещает социальные льготы, а их обеспечение ложится грузом на плечи предприятий. Даже такое, казалось бы, хорошее дело, как повышение социальных стандартов (прожиточного минимума), значительно увеличивает расходную часть бюджета предприятия. При этом доходная часть в период кризиса значительно сократилась. И заметьте: основная нагрузка падает на малый и средний бизнес. Крупный бизнес защищен (подкреплен) гарантиями депутатского мандата.

Еще один из самых наболевших вопросов — это кредитование бизнеса. Для модернизации технической базы и обновления автопарка (главных составляющих безопасности движения и пассажиров) автопредприятия используют огромные кредитные ресурсы. На сегодняшний день процентные ставки по кредитам просто "драконовские" — от 25 до 40% годовых. При таких ставках предприятия вынуждены отказываться от модернизации ремонтно-технической базы, от обновления автопарка. А это прямая угроза безопасности в первую очередь пассажирских перевозок. К примеру, автопредприятие средних размеров может себе позволить приобрести на собственные средства только 1-2 новых автобуса в год. И получается, что для обновления автопарка предприятию среднего размера (200-300 автомобилей) понадобится порядка 150(!) лет. Думаю, здесь даже комментарии излишни.

— Скажите, что сегодня нужно транспортникам от власти и государства в целом, чтобы нормально развиваться?

— Прозрачность взаимоотношений и предсказуемые, понятные правила игры на рынке. Если власть не может контролировать предельно объективный порог цен на горюче-смазочные материалы и комплектующие изделия, то необходимо либо обеспечить предприятиям компенсации (субвенции) за необъективное увеличение расходов (убытков), либо обеспечить предприятия льготными условиями налогообложения (налоговые каникулы и др.). Также нужно привести в порядок систему контроля за деятельностью предприятий и смягчить штрафные санкции. Количество проверяющих и проверок растет с каждым годом, а размеры штрафов просто немыслимые. В таких условиях невозможно нормально работать.

Хотелось бы, чтобы и в сфере кредитования государство позаботилось (на законодательном уровне) о льготной процентной ставке по кредитам, направленным на модернизацию производственной базы, — хотя бы на уровне 8-10% годовых. То есть организовать систему государственной компенсации банковских процентов по кредитам.

Еще один вопрос — это просто добросовестное выполнение государством своих обязательств по компенсации льготных перевозок и обеспечение равных условий для всех субъектов — участников рынка перевозок по получению этих субвенций.

И если власть не может обеспечить этот минимум для нормального развития предприятия, то тогда транспортники просто будут вынуждены компенсировать убытки за счет повышения стоимости проезда. А это на самом деле только усилит разочарование и недоверие людей к власти.

Хочу отметить, что Севастополь — это практически единственный регион в Украине, где не было забастовок транспортников. Это совсем не означает, что нам здесь живется легче, чем в других регионах. Мы находим взаимопонимание с властью на местном уровне, но есть вопросы, которые необходимо решать на уровне государства, вопросы, которые находятся за пределами компетенции местной, региональной власти. Сотрудничество должно быть взаимополезным. Иначе нас ждет тотальное банкротство транспортной отрасли, а за ней — и всей промышленности Украины.

Заканчивая на хорошей ноте, хочу сообщить севастопольцам о том, что ЧП "Цыбулькин" совместно с Минским автозаводом работает сегодня над перспективной концепцией обновления пассажирского транспорта Севастополя. Думаю, в скором времени комфортабельные белые МАЗы станут основным и самым популярным видом транспорта в нашем городе.

Другие статьи этого номера