Проблема № 1 — установление границ территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения

Уникальные природные комплексы севастопольского региона — это национальное достояние Украины. Их сохранение, восстановление и рациональное использование являются одним из приоритетов в области природопользования, экологической безопасности и охраны природы, неотъемлемым условием устойчивого развития как региона, так и государства в целом.
Создание развитой сети природных территорий и объектов с особым охранным статусом рассматривается как наиболее эффективный путь сохранения генофонда растительного и животного мира, типичных и редких ландшафтов, поддержания благоприятных экологических условий и равновесия.Севастополь — уникальный регион. Более 30% территории в административных границах города относится к природно-заповедному фонду (для сравнения: в целом по Украине этот показатель составляет 4,95 %). При этом возможности нашего региона для расширения и оптимизации сети природно-заповедных территорий далеко не исчерпаны.

Существующая сеть природно-заповедных объектов и территорий формировалась на протяжении десятилетий и в настоящее время представлена одиннадцатью объектами разного ранга, а именно: четыре заказника общегосударственного значения (ландшафтные — "Байдарский", "Мыс Айя", "Мыс Феолент" и общезоологический — "Бухта Казачья"), одно заповедное урочище "Скалы Ласпи" и шесть памятников природы местного значения (ботанический памятник природы "Ушакова балка", комплексный — "Мыс Феолент" и четыре гидрологических — прибрежные аквальные комплексы у мысов Лукулл, Феолент, Сарыч и у Национального археологического заповедника "Херсонес Таврический").

Наиболее богатыми по числу редких и эндемичных видов растений и животных являются заказники "Байдарский" и "Мыс Айя".

Так, по данным ученых Таврического национального университета, площадь лесов из реликтового краснокнижного вида — можжевельника высокого — только на территории ландшафтного заказника "Байдарский" составляет 60% всех высокоможжевеловых лесов Крыма. Природную уникальность заказника существенным образом дополняет комплекс историко-археологических памятников: их насчитывается здесь более сорока.

Заказник организован с целью сохранения гидрологического режима реки Черной и Чернореченского водохранилища, в связи с чем в состав его территории включена большая часть бассейна реки Черной. Здесь находится уникальный ландшафтный памятник — Чернореченский каньон, соперничающий по красоте с Большим каньоном Крыма, а также большое количество карстовых полостей и пещер, из которых наибольшую известность имеет пещера Скельская.

Неотъемлемым элементом ландшафта в заказнике "Мыс Айя" является древняя вечнозеленая растительность (реликты третичного периода). Здесь находятся наибольшие в Крыму естественные места произрастания эндемичной сосны Станкевича, высокопроизводительные участки реликтов третичного периода — можжевельника высокого и земляничника мелкоплодного (вид находится на западной границе своего ареала).

Не меньшую ценность имеют природные объекты и комплексы в границах других природно-заповедных территорий Севастополя.

Настоящей жемчужиной города является ландшафтный заказник "Мыс Феолент" — древний вулканический массив, настоящий музей природы под открытым небом, расположенный на берегу моря вблизи Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря и обладающий огромной притягательностью.

На сегодня границы всех объектов природно-заповедного фонда местного значения Севастополя установлены. Проекты землеустройства утверждены соответствующими решениями органов власти. Установленные границы всех объектов природно-заповедного фонда местного значения вынесены в натуру и обозначены на местности типовыми охранными знаками и информационными аншлагами.

Сложнее с установлением границ заказников общегосударственного значения. Проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения до настоящего времени не разработаны в связи с отсутствием финансирования. При этом мероприятия по установлению границ природно-заповедных территорий предусмотрены рядом местных природоохранных и социально-экономических программ и решений местных органов власти.

Проблема финансирования указанных природоохранных мероприятий не решается на протяжении ряда лет, а в условиях экономического кризиса еще более усугубляется.

Отсутствие установленных границ территорий природно-заповедного фонда может привести к безвозвратной потере ценных природных и историко-культурных объектов и комплексов, сокращению ландшафтного и биологического разнообразия, уменьшению рекреационного потенциала Севастополя.

С учетом информации Минприроды Украины о внесении в 2009 году изменений в распределение сбора за загрязнение окружающей природной среды между государственными и местными бюджетами (в специальный фонд местных бюджетов направляется 70% сбора за загрязнение окружающей природной среды, что вдвое больше, чем в предыдущем году), госуправлением было предложено Севастопольской городской госадминистрации и Севастопольскому горсовету при формировании бюджета и мероприятий программы социально-экономического развития Севастополя на 2009 год учесть необходимость выделения финансовых средств для выполнения мероприятий по установлению и выносу в натуру границ территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения.

Вопрос установления границ заказников также неоднократно рассматривался на коллегиях госуправления охраны окружающей природной среды в Севастополе и государственной экологической инспекции в Севастополе, решениями которых рекомендовано Севастопольской городской госадминистрации и Севастопольскому горсовету при формировании городского бюджета и мероприятий программы социально-экономического развития Севастополя на 2009 год, а также земельной реформы на 2009-2014 годы предусмотреть финансирование выполнения мероприятий по установлению и выносу в натуру границ территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения с разработкой проектов землеустройства по организации и установлению границ заказников "Байдарский", "Мыс Айя", "Мыс Феолент" и "Бухта Казачья".

С сожалением приходится констатировать, что, несмотря на меры, принимаемые госуправлением для выделения финансовых средств из местного бюджета и Государственного природоохранного фонда на выполнение мероприятий по установлению границ территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, финансирование указанных работ до настоящего времени не обеспечено, а решения местных органов власти в части, касающейся установления границ территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, в Севастополе на протяжении ряда лет остаются невыполненными.

В результате Севастополь находится в числе очень немногих регионов Украины, где проблема установления границ природно-заповедных территорий на сегодняшний день остается актуальной.

Другие статьи этого номера