Невеста по необходимости

Наде 16 лет. В следующем году она выпускается из школы, но поступать в вуз, что собираются делать практически все ее одноклассники, не будет. Сразу же после выпускного вечера девушка планирует выйти замуж. И ей все равно, кто будет ее мужем. Главное для Нади — уйти из семьи, где она сейчас живет. В двухкомнатной квартире вместе с Надей проживают мать, отчим и семилетний брат. В последнее время родители настойчиво внушают дочери, что она уже достаточно взрослая, чтобы жить отдельно, и Надежда всерьез занята поиском претендентов на звание мужа.

— Я должна освободить место для брата, потому что он уже вырос и ему тесно жить со мной в одной комнате, — рассуждает девушка. — Наверное, родители правы. В Америке же дети после того, как выпускаются из школы, начинают жить отдельно, и это нормально.

— Это тебе родители рассказали?

— Не только. У меня есть знакомые, которые уехали жить за границу, но летом иногда приезжают погостить к бабушке. Также есть знакомые ребята, которые из сел приехали в город, работают здесь и снимают квартиру.

— Ты бы тоже могла устроиться на работу и снять жилье. Ведь необязательно для того, чтобы стать независимой от родителей, выходить замуж.

— Я реально смотрю на вещи: даже если удастся устроиться на работу, все равно на отдельное жилье и все необходимое мне не заработать. Замужество — единственный для меня выход.

— У тебя уже есть жених?

— Да. Парень, с которым я сейчас встречаюсь, старше меня и уже сделал мне предложение. После выпускного мы поженимся.

— Ты его любишь?

— Не знаю. Он хороший человек, и я благодарна ему за понимание. Он надежный, с ним можно создать семью — и это для меня сейчас главное.

От разговора с Надей осталось щемящее чувство: до чего же мы дожили, если наши дети сами вынуждены устраивать свою судьбу? Невеста по необходимости в 16 лет… Что ждет ее в будущем? Хорошо, если "стерпится — слюбится", а если нет? Примут ли Надю обратно родители, если что-то пойдет не по запланированному ею сценарию, или так и придется девчонке барахтаться в жизненном омуте в одиночку, цепляясь за призрачное счастье? Прокомментировать ситуацию мы попросили заведующую центром практической психологии и социальной работы ИПО СГГУ И.И. Селиванову.

"РЕБЕНОК — ЭТО ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ"

— Не секрет, что человек — существо социальное и зависит от нравов общества, в котором живет, — говорит Ирина Ивановна. — Нас никто не учит быть родителями, мы выполняем свои родительские обязанности по собственному разумению, чисто интуитивно либо делаем так, как это делали наши родители. Многое зависит от предшествующей жизни, от того, какие отношения складывались в семье, от собственного детского опыта. Здесь очень важен эмоциональный тон семейных взаимоотношений, отношений между родителями и детьми. Психологи его представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. К сожалению, Наде не повезло. Судя по всему, ей не хватает родительской любви и заботы. А ведь именно семья вводит человека во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим "багажом" ребенок пользуется не только в настоящей жизни, многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. Наде после полученного ею негативного опыта будет очень сложно построить свои отношения в созданной ею семье на основе любви.

— Действительно, отношения во многих семьях сегодня далеки от идеала. Можно сказать, что случай с Надей еще не крайний: родители считают ее взрослой с момента получения паспорта, и хотя они и намекают девушке, что пора освободить место в отчем доме, но по крайней мере не выгоняют ее на улицу, ожидая, пока дочь устроит личную жизнь. В последнее время в СМИ появляются пугающие публикации о том, как мачеха в пылу ссоры задушила 10-летнюю падчерицу, или находящаяся на шестом месяце беременности мать перерезала горло собственной 12-летней дочери, после чего пыталась покончить жизнь самоубийством… Что происходит?

— Природную основу детско-родительских отношений составляют родственные связи, чувство материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. "У хороших родителей вырастают хорошие дети" — мы часто слышим это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое — хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Родительство — это прежде всего социально приобретаемое отношение. Материнский инстинкт часто путают с ролью матери. У подавляющего большинства женщин с инстинктом все в порядке: зачинают, вынашивают, рожают, вскармливают. Но многие из них не видят себя в роли матери или не хотят себя в ней видеть. Заблуждение считать, что эта роль должна как-то сама собой образоваться, спонтанно возникнуть: появился ребенок, а вместе с ним — роль мамы. В хорошем качестве эта роль формируется только у тех женщин, которые стремятся быть настоящей мамой. В родительском труде, как и во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения, которые сменяются победами. Родители вольны в выборе форм и методов воспитания своих детей. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных пап и мам, становятся в последнее время обычными и не могут не вызывать тревогу. Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление.

— Почему?

— Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем. Это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения, и неуверенность в завтрашнем дне, и социальные (в обществе утрачены основные общественно значимые ценности), и психологические (воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других). Исследования специалистов разных областей знаний убедительно свидетельствуют о низкой правовой, медицинской, психологической культуре родителей. Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не способны самостоятельно решить возникающие проблемы. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, кто под руку попадется, чаще всего — на детей. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье.

Спектр форм жестокости родителей по отношению к своим детям достаточно широк — от безответственного отношения к безопасности детей (приводящего к случайным травмам, потере физического здоровья и др.) до торговли детьми и детоубийства. Среди факторов, провоцирующих жестокость в детско-родительских отношениях, специалисты выделяют: супружеские конфликты; наличие в семье больных алкоголизмом или наркоманией; неготовность выполнять родительские функции (юные родители, моложе 17 лет); низкий уровень образования, недостаток знаний у родителей; финансовые трудности; психические заболевания; частые критические состояния (нервные срывы); недостаточный самоконтроль или импульсивность; наличие в прошлом случаев жестокого обращения с детьми; родители, подвергавшиеся в детстве жестокому отношению; нежеланный, нелюбимый ребенок; нарушения в поведении ребенка и т.п.

Но даже если родители сталкиваются с такими проблемами, им необходимо помнить о том, что мы и наши дети в равной мере имеем право жить, быть самими собой, имеем право на успех и счастье. Родительское окружение для ребенка — своеобразная модель мира, и насколько комфортно, тепло и безопасно малышу в семье, определяет то, каким в будущем окажется его отношение к миру реальному, гораздо более сложному, жесткому и изменчивому. Эмоциональное благополучие, позитивное отношение к себе и миру в целом у ребенка, а затем и у взрослого человека в значительной степени зависит от принятия его родителями. Ребенок — это зеркало жизни своих родителей. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера