Быстро и удобно. Словом — современно

С целью урегулирования механизма представления страхователями отчетности в органы Пенсионного фонда Украины с 1 января 2010 года вводится единый отчет в систему персонифицированного учета сведений. О формах и сроках новой отчетности рассказывает заместитель начальника управления — начальник отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей УПФУ в Ленинском районе Севастополя Нина Михайловна ШИРОКОВА. — Нина Михайловна, чем обусловлено изменение форм и сроков отчетности в Пенсионный фонд?

— Сегодня в органы Пенсионного фонда Украины представляется два типа отчетности. Первый тип отчетов содержит данные о расчетах сумм страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, которые подлежат уплате. Второй тип отчетов содержит индивидуальные сведения о застрахованных лицах в систему персонифицированного учета. Оба типа отчетов формируются на основании бухгалтерских и других документов, но представляются в разные отчетные периоды. Это приводит к двойной нагрузке как на страхователей, так и на органы Пенсионного фонда.

Представление единого отчета значительно упрощает страхователям и застрахованным лицам процедуру формирования и представления отчетности. Единый отчет включает полную и актуальную информацию о суммах заработной платы застрахованных лиц в систему персонифицированного учета сведений и суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Сокращение сроков внесения данных в систему персонифицированного учета и получения информации об уплате страховых взносов позволит сократить сроки назначения/пересчета пенсий.

— В какие сроки в соответствии с новым порядком страхователи будут обязаны отчитаться в Пенсионный фонд?

— Разобраться со сроками достаточно просто, так как они в основном аналогичны срокам представления отчетности о расчетах сумм страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (приложения 23, 25, 26, 31, 32, 33, 34). Подробнее: 1. Страхователи за застрахованных лиц формируют и представляют в органы Пенсионного фонда отчет не позже, чем через 20 календарных дней со дня окончания базового отчетного периода.

Базовым отчетным периодом для них является календарный месяц.

2. Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, в том числе те, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог), сами за себя и за членов семьи, которые принимают участие в осуществлении предпринимательской деятельности; лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (занимаются адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности), сами за себя, формируют и представляют в органы Пенсионного фонда отчет один раз в год — до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Базовым отчетным периодом для них является календарный год.

3. Лица, которые заключили договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, формируют и представляют, сами за себя, отчет один раз в год — до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Базовым отчетным периодом для них является календарный год.

4. Лица, которые осуществили доплату суммы страховых взносов до размера минимального страхового взноса, формируют, сами за себя, отчет и представляют его в течение одного календарного месяца после осуществления доплаты через учреждения банков.

5. Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы не позже, чем через 20 календарных дней со дня окончания базового отчетного периода, формирует и представляет в органы Пенсионного фонда сведения о лицах, которые подлежали общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы и получали помощь по безработице.

Базовым отчетным периодом для них является календарный месяц.

Особое внимание надо уделить формам отчетности. Согласно требованиям нового порядка, отчет считается непринятым, если сформирован не в полном объеме, содержит исправления или другие нарушения в оформлении. Представить отчетность в органы Пенсионного фонда можно:

— в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП);

— на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя (физического лица — субъекта предпринимательской деятельности) и скрепленных печатью вместе с электронной формой на электронных носителях информации;

— на бумажных носителях.

Обращаю внимание, что новым порядком не предусмотрено представление отчетности по почте!

— Какие проблемы могут возникнуть у страхователей при переходе на новую отчетность?

— Конечно, внедрение нового порядка представления отчетности возлагает большую ответственность как на специалистов Пенсионного фонда по организации приема и обработки отчетности, так и на страхователей по своевременному представлению достоверных сведений. Безусловно, успех будет зависеть от взаимодействия двух сторон. С учетом того, что начало года связано с повышенной нагрузкой по подготовке большого количества отчетных документов, хочется еще раз попросить страхователей не откладывать все на последние дни, потому что потребуется время для того, чтобы разобраться с новыми формами отчетности, свести данные годового отчета за 2009 год с отчетом за январь 2010 года. На сегодняшний день проблему мы видим в том, что совпадают два отчетных периода, а это предполагает наличие очередей. Графики представления годовой отчетности сформированы с учетом максимальной нагрузки в январе, но данная мера не является панацеей. Единственным рациональным решением на сегодня является использование электронной формы отчетности с ЭЦП.

— Нина Михайловна, мы неоднократно рассказывали о преимуществах использования ЭЦП. Что нового в этом направлении?

— Работу по внедрению этой формы отчетности мы продолжаем. Есть хорошая новость для пользователей программного обеспечения "Бест-Звiт-Плюс". Одним из дилеров данной программы проводится организационная работа по открытию обучающих курсов. Обучающие курсы — это возможность бухгалтерам и предпринимателям повысить квалификацию, получить навыки комплексного использования программного обеспечения для формирования отчетов во все контролирующие органы, экономить рабочее время и многое другое.

Завершено тестирование и практически используется система электронного документо-оборота со страхователями. ЭЦП предназначена не только для представления отчетности, но и для ведения безопасной переписки с государственными органами, партнерами, клиентами, заказчиками, поставщиками и т.д. Настройки электронной почты для организации электронной переписки с нашим управлением можно получить в отделе персонифицированного учета. Надеюсь, что в ближайшем будущем количество пользователей в сфере электронного документооборота значительно возрастет.

Консультацию по новому порядку и электронной отчетности можно получить по тел. 55-54-31.

Другие статьи этого номера