Низкий поклон вам, Елена Иосифовна!

Завтра Елене Иосифовне Ильиной, учителю русского языка и литературы, методисту, исполняется 80 лет. Признанный мэтр севастопольской педагогики… Отличник образования Украины, отличник образования СССР, она награждена самой престижной педагогической наградой — медалью А. Макаренко. А еще она лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым. Человек кристальной честности, высокой культуры, глубоких, энциклопедических знаний, интеллигент в самом высоком смысле этого слова, человек, беспредельно преданный делу народного образования.В канун знаменательной даты в нашу редакцию пришло много писем от коллег-учителей, учеников Е.И. Ильиной. Конечно, опубликовать все их невозможно, вот почему мы выбрали лишь самые знаменательные.

"У каждого из нас есть свой Учитель — тот, кто мудростью, творческим горением, щедростью, глубокими знаниями, энтузиазмом, вниманием и терпением учил самостоятельно мыслить и принимать решения, воспитывал потребность в знаниях, помогал раскрыться дарованиям и талантам, — пишет по поручению коллектива ИПО СГТУ О.В. Маслова. — С уверенностью могу сказать, что учителя-словесники нашего города по праву считают Елену Иосифовну таким Учителем.

В ней удивительным образом сочетаются талант и образованность, душевность и эрудиция, обаяние и умение убеждать, воспитанность и гибкость. В день юбилея мы с особым чувством хотим выразить благодарность и уважение своему Учителю".

Эти мысли развиваются в коллективном письме, которое так и подписано: "Учителя-словесники Севастополя:

"Найдется ли в Севастополе такой учитель-словесник, кому неизвестно это имя? Как учитель, как методист, как патриот Е.И. Ильина хорошо понимала, что нет в школе другого предмета, который бы так действенно влиял на молодые умы и сердца, который бы формировал души учеников, как русский язык и литература. Вот почему ей всегда небезразлично, каково отношение власть имущих к положению именно этих предметов в современной украинской школе.

Уважение к учителю-словеснику, забота о его авторитете, о его мастерстве, о совершенствовании его знаний — это не только профессиональные, но и личностные качества методиста Е.И. Ильиной. Именно она начала в Севастополе обобщать опыт лучших педагогов: Т.А. Рыжик, Э.А. Васильченко, Л.П. Недвецкой и др. Это она начнет издавать сборник "Нестандартные уроки литературы" (из опыта работы учителей-словесников г. Севастополя)".

Учитель-методист школы N 49 Л.Э. Солодухина напишет:

"Сборник говорит о высокой методологической культуре учителей русского языка и литературы Севастополя, он поможет развязать три узелка методики: "Что изучать? Как обучать? Как учиться?.." Текст — образцовый русский язык, а отнюдь не носитель и проводник идеологии… С помощью текста учитель закладывает у формирующегося человека интерес к подлинно богатому русскому литературному языку".

"Каждый урок — пусть небольшое, но открытие… И молодые, и опытные педагоги получили новый импульс для творческого поиска" (из отзыва на один из сборников учителя-методиста гимназии N 1 Н.Н. Ярко).

Да, это были открытия учителей, но за каждым таким уроком-открытием стояла скромная маленькая женщина с сильным характером и волей — Е.И. Ильина.

Елену Иосифовну знают не только в Севастополе, но и в Киеве, Санкт-Петербурге, Москве. Только она могла приглашать на очередные курсы повышения квалификации таких мэтров, как М. Баранов, Л. Тростенцова, Л. Ладыженская, Г. Маранцман, Ю. Лыссый, и др. Она организовывала поездки по обмену опытом в Москву, Санкт-Петербург, оказывала помощь молодому тогда изданию "Русская словесность в школах Украины" и познакомила учителей с главным редактором теперь уже известного журнала В. Корсаковым.

Елена Иосифовна Ильина стояла у истоков творческого конкурса старшеклассников Севастополя по проекту Геннадия Черкашина "Жизнь каждого принадлежит Отечеству", конкурса, который продолжается уже 14 лет.

Историю становления Е.И. Ильиной как педагога высшей пробы раскрывает ее старшая коллега, ветеран педагогического труда, отличник образования СССР Валентина Павловна Иванова:

"80 лет назад, 6 декабря 1929 года, в Белоруссии в г. Горки Могилевской области в семье медиков родилась девочка, которую назвали Еленой. Война застанет семью в Смоленске. Страшные военные будни: бомбежки, вой сирены, слезы, кровь… Затем эвакуация. Вернувшийся с фронта отец найдет семью в Тамбове. И снова переезд. Отец получил назначение: он — главврач больницы г. Судака. Здесь выпускница средней школы примет решение, пожалуй, главное в своей жизни: она станет учителем. Крымский университет имени Фрунзе… Школа в Судаке… Переезд в Севастополь…

Вот тогда я и встретилась на одном из семинаров с молодой, милой, привлекательной учительницей. Она так рассказывала о проведении уроков по внеклассному чтению, что чувствовалась её влюбленность в свое дело, в своих учеников. Понятно было, что в Севастополе засветилась новая яркая звездочка педагогического труда.

Ее эрудиция, удивительные качества светлой души, сочетающие женственность, доброту с огромной душевной силой, позволяющей ей быть спокойной, терпимой, веселой, остроумной, очаровали и директора специализированной школы N3 В.Р. Девочко, которая пригласила к себе Елену Иосифовну. И она проработала здесь более 40 лет.

Е.И. Ильина была своеобразным компасом, позволяющим учителям нашего города идти путем совершенствования методов обучения и воспитания севастопольцев. Как личный вклад в совершенствование методов преподавания явилось установление ею связи с Украинской академией педагогических наук. Известные ученые-лингвисты, авторы школьных и вузовских учебников М. Баранов, Л. Тростенцова, Т. Ладыженская, Г. Маранцман и др. не только выступали с докладами на наших городских семинарах, но и совместно с Еленой Иосифовной и севастопольскими учителями разрабатывали, исследовали, проверяли на практике лучшие методы обучения русскому языку и литературе.

— Я очень люблю Севастополь, — говорит Елена Иосифовна. — Люблю город, его жителей, его героическое прошлое, его море, его красоту.

Здесь она познакомилась с морским офицером Ю.Б. Ильиным. Верная любовь, нежность, бережность, взаимопонимание, трогательная забота — эти отношения в их семье не угасли, не померкли до сих пор. С достоинством и честью несут офицерскую службу их сыновья".

А вот слова признания и уважения от младшего коллеги — О.В. Шулиной:

"Мне, молодому тогда специалисту, было очень непросто, ведь настоящая учёба и саморазвитие учителя начинаются уже после вуза, в школе, когда входишь в соприкосновение с душами детей, с их внутренним миропониманием. Мне повезло: я встретила чуткого и умного наставника — Елену Иосифовну Ильину. С ней всегда даже самая рутинная работа превращалась в творчество познания и созидания. Она буквально заражала своим оптимизмом и увлеченностью, показывала пример самоотдачи. И до сих пор, уже пройдя свой собственный немалый преподавательский путь, я все время пропускаю свои уроки сквозь призму требований и установок Елены Иосифовны.

А когда подросли мои сыновья и наступила для них школьная пора, то я с большим удовольствием вручила их в чуткие и опытные руки своего наставника. Как приятно было видеть дома заинтересованные лица детей при обсуждении произведений русской литературы! Как радовалась душа, видя их читающими, а не просиживающими свои самые лучшие годы у телевизора и компьютера!

Елена Иосифовна не столько учила, сколько развивала личность в детях, воспитывала в них лучшие чувства, давала жизненные ориентиры. С таким багажом не страшно было выпускать детей в большое самостоятельное плавание".

И снова строки из коллективного письма учителей-словескников:

"Время неумолимо, годы берут свое. Но для нас она — живой пример Учителя с большой буквы. Учителя-словесники с благодарностью вспоминают семинары, проводимые ею в школах Севастополя, курсовые переподготовки, перелистывают страницы сборников "Нестандартные уроки литературы", печатаются в журнале "Русская словесность…"

Сейчас, когда Елена Иосифовна находится на заслуженном отдыхе, когда тяжелая болезнь стоит у изголовья её постели, можно смело сказать: она никогда ничего не делала вполсилы, поверхностно.

В этот знаменательный, юбилейный для Елены Иосифовны год все мы, её ученики, помощники и коллеги, ощущаем себя одной большой и дружной семьёй, сплоченной и воспитанной таким прекрасным человеком, подарившим нам радость успеха, надежду на лучшее и стремление к прекрасному! Мы хотим поделиться с ней нашей благодарностью и любовью, передать ей прекрасное чувство радости и гордости за своих учеников и последователей, успешно продолжающих дело всей её жизни!"

Другие статьи этого номера