Наверное, можно привыкнуть к счастью. К чудесам — невозможно. Каждый раз, когда я вижу в зале столько лиц и горящих глаз, которые смотрят открыто на мир, ловят каждое слово, произнесенное со сцены, верят в сказку, я тоже начинаю верить в чудеса. Перед нами не простые дети — дети-инвалиды, или, как принято их называть, дети с ограниченными физическими возможностями.Во Дворце детского и юношеского творчества каждый год 3 декабря такие по-своему необыкновенные дети и их родители собираются на театрализованное представление, посвященное Международному дню инвалидов. Дети, которых в силу болезненного состояния общества в нашей стране далеко не всегда принято замечать, пусть иногда, в такие вот дни, чувствуют себя не просто людьми, а счастливыми людьми. В этом году на сцене Дворца ребят приветствуeт сказочная Фея. Дети повторяют вместе с ней волшебные слова из известной сказки: "Лети-лети, лепесток…", и каждый из семи лепестков волшебного цветика-семицветика дарит детям настоящее чудо. А вместе с разноцветными лепестками свое искусство дарят ребята из народного хореографического ансамбля "Калейдоскоп", образцового ансамбля "Калинка", шоу-группы "Сюрприз", веселый художник, капитан Врунгель, цветочница. Зрителями были дети различных возрастов, их родители, воспитанники детских домов, школ-интернатов. В конце праздника ребята получили сладкие подарки, любезно предоставленные городским детским фондом. Вот если бы было так: оторвал волшебный лепесток, загадал желание — и сразу все дети нашего славного города, да и всей Земли, стали бы здоровыми. Но, к сожалению, в реальной жизни все намного сложнее.
Многих ребят из числа гостей мы видим не первый год и радуемся их успехам. Они взрослеют у нас на глазах, набираются сил, становятся сообразительными, отзывчивыми и добрыми. Да, именно доброта и открытость отличают этих детей от всех остальных. Порой дети-инвалиды не могут очень многого из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время не устаешь поражаться их талантам: кто-то не умеет говорить, а пишет стихи, кто-то плохо видит, а рисует целые картины, кто-то плохо слышит и все равно поет. Это необъяснимое явление. Может быть, они понимают и видят то, чего не видим мы. И поэтому имеют судьбы, как бы сложенные из другого материала, не такого, как у большинства из нас.
Очень хочется, чтобы и общество научилось смотреть на этих детей как на личности, а не просто как на инвалидов. Чтобы СМИ уделяли внимание этим детям. И не только в Международный день инвалидов, но и в обычные дни. Не в плане трагедии, а в плане того, что они являются личностями, что не только мы можем что-то дать им, но и они — нам.
Существует очень сложная проблема обучения детей-инвалидов, особенно с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. От помещения их в адекватную среду развития, среду обучения может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. Такие педагоги есть! Сегодня существует целый островок радости для "особенных" детей — это городской центр реабилитации детей-инвалидов на ул. Н. Музыки, 20. Здесь под руководством опытных специалистов дети постигают самую главную науку — жить и радоваться жизни. Здесь у них особый мир, где не только у детей, но и у их родителей возникает, как глоток живой воды, новый круг общения.
Один мальчик и его мама в адрес центра написали такие слова:
Кусочек сказки есть на свете,
Он на Музыки — ясно всем.
Здесь все особенные дети
Живут почти что без проблем.
…Ведь обретаем здесь такое,
Что трудно даже передать,
И мы живем одной мечтою:
Надеждой жить и побеждать!..
Чтоб отступили все невзгоды,
И с вашей помощью хотим мы
Научиться жить счастливо,
Мечту в реальность превратим!
"Люди разные, как звезды, я люблю всех, сердце вмещает все звезды Вселенной", — пишет десятилетняя девочка, которая в силу психологических проблем не может выразить свои мысли словами. При чтении ее стихов, и при виде предельно беспомощной девочки, да еще и неадекватной, невольно возникает много вопросов, но уже за пределами социальных проблем детей-инвалидов, за пределами проблем реабилитации этих детей, коррекционной помощи им, психологической помощи родителям.
Как отличить, что перед нами: глубокая неполноценность ребенка или особый путь человека, драгоценный путь? Наше достояние и милость Божья к нам?
Уважаемые читатели, все те, у кого в семье растет "особенный" ребенок! В своей жизни я тоже столкнулась с подобной проблемой и знаю одно: нужно идти вместе со своим ребенком шаг за шагом вперед, не останавливаясь на достигнутом. Педагоги Дворца детского и юношеского творчества, городского центра реабилитации детей-инвалидов, городского детского фонда, школы-интерната и других учреждений образования будут сопровождать вас, помогать вашим детям, и в один прекрасный день вы увидите прогресс. Все ваши усилия будут вознаграждены!