Главная ценность — это люди

Близится к завершению 2009 год. В связи с этим наш корреспондент встретился с председателем правления ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" В.В.МИРГОРОДСКИМ и задал ему несколько вопросов, по ответам на которые можно судить о работе этого предприятия и перспективах его развития. — Владимир Васильевич, как вы оцениваете деятельность компании в этом году и с какими проблемами пришлось столкнуться в период финансово-экономического кризиса?

— Несмотря на кризис, компания "Севастопольэнерго" выполнила все поставленные задачи. Мы работаем достаточно стабильно, своевременно и в полном объеме расплачиваемся с ГП "Энергорынок", оперативно устраняем аварийные ситуации. Среди проблем, которые приходится решать, назову несвоевременность оплаты абонентами потребленной электроэнергии. Прежде всего это касается бюджетных предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства города. Их доля в полезном отпуске компанией электроэнергии составляет около 20 процентов, поэтому для своевременного выполнения нами графика платежей, которые по условиям договора с оптовым рынком электроэнергии должны осуществляться каждые 5 дней, мы вынуждены привлекать заемные средства, а это негативно сказывается на нашей прибыли. Кроме того, по официальным данным, ожидаемая инфляция в 2009 году составит около 12 процентов. Фактически же она будет больше, так как почти все расходные материалы, покупная электроэнергия и особенно услуги значительно подорожали. Данный факт также отрицательно сказывается на нашей прибыли, поскольку тарифы на поставку и передачу электроэнергии пересматриваются один раз в год, и только по некоторым статьям учитывается индекс инфляции.

— Это процессы общегосударственного масштаба, но, видимо, есть какие-то проблемы, которые можно было бы решить на региональном уровне.

— Такие проблемы действительно есть. Одна из них — наличие в городе так назывемых бесхозных сетей. Это электроустановки, включенные в транзит 6(10) кВ и либо принадлежащие несостоятельному абоненту, либо фактически никем не обслуживаемые. "Севастополь-энерго" ведет работу по приему их на свой баланс, но городская госадминистрация, согласно действующему Порядку, утвержденному городским советом в 2006 году, все выявленные бесхозные электроустановки передает на баланс не нам, а созданному ею коммунальному предприятию "Энергосервис", которое не имеет ни производственной базы, ни квалифицированного персонала, ни источников финансирования для обслуживания электроустановок 6(10) кВ.

"Энергосервис" фактически не содержит наружные электросети, а только пытается устранять аварийные повреждения, привлекая оборотные средства, предусмотренные на другие цели, в частности на содержание внутридомовых сетей. В результате и наружные, и внутридомовые сети, взятые на баланс и хранение этим коммунальным предприятием, находятся сейчас в неудовлетворительном состоянии, эксплуатируются с нарушением требований нормативно-технической документации. Озабоченность вызывают электросети и других предприятий и ведомств, не имеющих оперативно-эксплуатационного и ремонтного персонала. Это сети ГП "Царь хлеб", завода "Парус", "Золотой балки", совхоза им. П. Осипенко, "Атлантики", Андреевского и Орлиновского сельсоветов. Статистика по сетям 0,4 кВ за 2008-2009 годы свидетельствует о том, что 60 процентов повреждений случаются в сетях, не принадлежащих ОАО "ЭК "Севастопольэнерго". Из них четверть повреждений приходится как раз на электросети бесхозные и те, где нет обслуживающего персонала. В связи с этим вопрос безаварийной работы в зимний период вызывает у нас крайнюю озабоченность.

Решение этой проблемы мы видим в передаче наружных сетей 10-6-0,4 кВ на баланс и обслуживание "Севастопольэнерго" в соответствии с действующим законодательством Украины. Это обстоятельство вынуждает нас информировать общественность о том, что "Севастопольэнерго" не будет в аварийном порядке ремонтировать линии электропередачи сторонних организаций. Это запрещено нормативными актами.

— Владимир Васильевич, что делает компания для решения таких болезненных проблем, как повышение уровня расчетов абонентов за потребленную электроэнергию, снижение сверхнормативных потерь?

— Мы осуществляем плановое техническое перевооружение, модернизацию и строительство электросетей в соответствии с нашей инвестиционной программой, перспективным планом технического развития, разработанным до 2015 года, и программой развития электросетей напряжением 35-110 кВ.

О работе по повышению расчетной дисциплины абонентов за электроэнергию скажу следующее: потребители — юридические лица (кроме бюджетных и оказывающих коммунальные и бытовые услуги населению) почти полностью переведены на предоплату. Мы жестко контролируем своевременность их платежей и в случае просрочки в соответствии с договором и Правилами пользования электроэнергией прекращаем ее поставку. Аналогичные меры принимаем и к бытовым потребителям, доля которых в полезном отпуске компании составляет порядка 40 процентов. В последнее время мы существенно увеличили количество предупреждений об отключении за долги. В месяц их рассылается около 6 тысяч. Работа с дебиторами ведется постоянно.

Эффективной мерой снижения сверхнормативных потерь является плановая замена старых приборов учета на приборы электронного типа, которые более точно фиксируют потребленную электроэнергию. В 2009 году таких электросчетчиков установлено около 12 тысяч, а на 2010 год планируется замена 20 тысяч приборов учета. Мы стараемся наращивать объем этих работ, чтобы добиться максимального снижения сверхнормативных потерь.

— Считаете ли вы экономически обоснованным нынешний уровень тарифов на поставку и передачу вашей компанией электроэнергии?

— Уровень тарифов, утвержденный НКРЭ на 2009 год, не является экономически обоснованным, так как методика их расчета не позволяет формировать постатейно затраты, соответствующие фактическим рыночным ценам на товары и услуги. В частности, методика, утвержденная еще в апреле 2001 года, предусматривает индексацию материальных затрат на сырье, материалы, производственные услуги и ремонт. А вот так называемые прочие затраты, куда входят услуги банков, почты, затраты на связь, на содержание транспорта, до настоящего времени не индексировались. При этом некоторые затраты, необходимые для производственной деятельности компании, как, например, восстановление дорожного покрытия после ремонта кабельных линий, расчистка трасс, в тарифе вообще не учитываются.

— Как идет реструктуризация задолженности компании перед оптовым рынком электроэнергии?

— "Севастопольэнерго" не имеет договора о реструктуризации долга перед оптовым рынком энергии, поскольку у нас нет задолженности за прошлые годы. После приватизации компании в 2001 году между ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" и ГП "Энергорынок" был заключен договор о реструктуризации долга в 63,5 млн грн, но уже в 2006 году мы его полностью погасили. Для этого пришлось привлечь кредитные ресурсы, за часть которых мы рассчитываемся до сих пор. Сейчас "Севастопольэнерго" производит стопроцентные расчеты за покупную электроэнергию.

— Как вы оцениваете поданный Кабмином в парламент законопроект о внесении изменений в закон "Об электроэнергетике", которые предусматривают поэтапный переход на прямые двусторонние договоры?

— Переход к модели балансирующего рынка электроэнергии и рынка двусторонних договоров однозначно оценить нельзя. Положительный момент — это отсутствие посредников между генерацией и поставщиком электроэнергии и удешевление энергоресурса. С другой стороны, возникает необходимость обеспечения точности плановой заявки на покупную электроэнергию. Для нас это весьма проблематично в связи с резкими колебаниями температуры в нашем регионе, а также непредсказуемостью работы теплопоставляющей организации из-за перебоев в поставке газа. Отклонения же от заявленного объема на электроэнергию ведут к высоким штрафам, то есть к финансовым потерям.

— Владимир Васильевич, на многих предприятиях финансово-экономический кризис вынудил администрацию сократить штатную численность работников и снизить зарплату. Вашей компании тоже пришлось пойти на такую непопулярную меру?

— Никаких сокращений у нас не проводилось, заработная плата не снижалась. Сохранилась даже возможность премирования работников, обеспечения их полным социальным пакетом. Хочу отметить, что 20 процентов наших сотрудников — в возрасте менее 30 лет. Они пришли к нам после окончания учебных заведений или службы в армии. За всеми молодыми работниками закреплены наставники. Мы занимаемся повышением квалификации и переподготовкой кадров в учебных заведениях Украины за счет предприятия. Главная наша ценность — это люди. Как работающие в компании, так и те, для кого мы работаем. Такой подход к делу и дает нам силы противостоять кризису.

Другие статьи этого номера