В секретариате Президента Украины уверены, что в стране назрела острая необходимость увеличения пенсионного возраста. Промедление чревато, если не смертью, то, по крайней мере, серьезными осложнениями. Причем в самом обозримом будущем.
Вопрос о повышении пенсионного порога с переменным успехом муссируется уже не первый год. Самое распространенное предложение при этом — так называемое "мягкое" увеличение возраста выхода на пенсию — на три месяца ежегодно.
Но поскольку эта мера архи непопулярна у населения, а наша страна пребывает в почти непрерывном выборном марафоне, никто из политиков, рассчитывающих на голоса электората, не берет на себя смелость начать системную пенсионную реформу именно с повышения пенсионного порога.
Но вот ведь в чем загогулина. Политика-то политикой, а реальность на сегодня такова "…что других способов обеспечить баланс пенсионного фонда не существует". Об этом обеспокоенно заявил заместитель председателя Секретариата Президента Александр Шлапак. И отметил, что впервые, начиная с 2001-го года, дотация Пенсионного фонда из государственного бюджета в 2009 году составила 13 миллиардов гривен, при этом пришлось списать шесть миллиардов гривен задолженности Пенсионного фонда по результатам 2008 года.
"Уже тогда это должно было насторожить: Пенсионный фонд не балансируется! Но не насторожило. Получили ответ: помимо 13 миллиардов гривен, которые были запланированы в бюджете-2009, в Пенсионный фонд пришлось влить еще около 15 миллиардов гривен, которые опять-таки (законом о бюджете-2010) придется списать. То есть общий дефицит Пенсионного фонда достигнет 28 миллиардов гривен", — отметил чиновник. Напомнил Шлапак и о 14-ти миллиардах гривен необходимых на выполнение закона о росте соцстандартов: "Таким образом, нам необходимо балансировать не 28 миллиардов, а 42. Все равно нужно балансировать. И если парламент не повернется к проблеме Пенсионного фонда лицом, то потребуются чрезвычайные меры".
Что же из этого следует? По убеждению А. Шлапака, лишь одно — поднятие пенсионного возраста. Как предлагается, для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65-ти. Кроме того, зампред Секретариата Президента уверен, что необходимо решить и проблему с льготниками. "Когда в государстве 19 миллионов льготников, то есть каждый второй работающий, причем половина из них по обеспечению льготами приравнивается к ветеранам войны, ситуация становится неконтролируемой. Когда мы должны на различные льготы заложить в бюджет свыше 100 миллиардов гривен, а закладываем три копейки, это должно закончиться жесткими конфликтами", — подчеркнул Шлапак.
Наш мудрый народ хорошо усвоил: при любом раскладе платить все равно придется ему. А здесь и альтернативы-то особой нет: или увеличивать пенсионный возраст, или вообще не получать пенсию, поскольку платить ее будет просто некому и не из чего. Поэтому, видимо, самый лучший выход из ситуации не огорчаться, а вспомнить общеизвестное: "Труд облагораживает человека!" и… с энтузиазмом трудиться дольше и больше. Что же нам еще остается, если рано или поздно повышение пенсионного порога все равно станет реальностью?
А успокаивать себя мы можем еще и тем, что во всём мире возраст выхода на пенсию собираются установить на отметке 67 лет, как для мужчин, так и для женщин. И еще, что в ряде стран, например, в Китае, где всеобщего пенсионного обеспечения по старости не существует, этот порог вообще не обозначен.
На повышении пенсионного возраста в Украине настаивают и иностранцы. Если постоянный представитель Международного валютного фонда в Украине Макс Альер весьма тактично высказался о "чрезвычайной актуальности" решения пенсионного вопроса и необходимости "продолжения работы в этом направлении", то исполняющий обязанности директора Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Пабло Сааведра был более категоричен: "Проблема старения нации характерна и для других стран, в частности, для Польши и ряда стран Восточной Европы, но вопрос в том, что эти страны пенсионную реформу осуществили уже давно — в 90-х годах или в самом начале двухтысячных, потому что они понимали, что их демографических профиль ухудшается и с этим нужно что-то делать. Мне кажется, что относительно старения населения Украина имеет самый плохой демографический профиль в Европе, поэтому все это усиливает фискальное давление", — аргументировал он необходимость повышения пенсионного возраста в Украине.
Пенсионный возраст — возраст, по наступлении которого человек может претендовать на выплату определённого пособия — пенсии. Пенсионный порог впервые был установлен в Германии в конце XIX века. Установление пенсионного возраста приписывают Отто фон Бисмарку. Это был один из пунктов его предвыборной программы. Заняв пост канцлера, Бисмарк сдержал свое обещание.
В Украине возраст выхода на пенсию сохранился еще с советских времен: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55. Но с тех пор, как говорится, много воды утекло. Прежде всего, резко сократилась численность населения (с 52,2 млн. в 1992 году до 46,1 млн. в 2009) за счет снижения рождаемости. Налицо стойкая тенденция — все меньшее число работоспособных людей содержит все большее число пенсионеров: в целом по оценкам экспертов, сегодня на 10 работающих украинцев, приходится 9 пенсионеров. И это ненормальное соотношение в будущем будет лишь ухудшаться.
Также в Украине заметно сокращается продолжительность жизни. По последним данным Министерства здравоохранения Украины, средняя продолжительность жизни в Украине на 11 лет меньше, чем в странах Европы, и на 8 лет ниже, чем в соседней Польше. Особенно трагически выглядит смертность мужчин трудоспособного возраста.