Путешествия виолончели и виолончелистов. И музыки различных эпох

Накануне рождественских праздников севастопольским любителям искусства предоставляется возможность стать слушателями концертной программы, представляющей диалог музыки двух эпох и двух культур — вычурного западноевропейского барокко и нашего с вами сегодняшнего дня. На этот раз к нам снова приезжают уже полюбившиеся исполнители — лауреат многих международных конкурсов дуэт "Виолончелиссимо" в составе Ольги Веселиной и Вадима Ларчикова (Одесса). Вместе с Севастопольским муниципальным симфоническим оркестром под руководством заслуженного деятеля искусств Украины дирижера Владимира Кима они представят программу, ключевое слово которой — премьера.Этот уникальный ансамбль (в мире таких насчитывается не более десятка) известен не только в Украине, но и в большинстве стран Европы, на американских континентах и даже в таких далеких от нас странах, как Япония, Монголия, Австралия, Новая Зеландия. Дуэт принимал участие в более чем 70 международных музыкальных фестивалях, он удостоен престижных наград Италии, Финляндии, США, Швеции.

Каждый приезд Ольги Веселиной и Вадима Ларчикова в Севастополь — это открытие новых, неизвестных прежде музыкальных произведений. Артисты дуэта проводят большую исследовательскую работу, разыскивая в нотных хранилищах библиотек разных стран неизвестные манускрипты XVII-XIX столетий. Многие из найденных партитур благодаря их усилиям обретают новую концертную жизнь.

Вот и ныне на суд севастопольцев представляется новая программа. Как это ни парадоксально, "новорожденной" в этой программе станет не только композиция одного из самых гениальных художников эпохи барокко Георга Фридриха Генделя, но и сочинения наших земляков и современников.

— Партитура Концерта соль минор для двух виолончелей с оркестром, созданного около 290 лет назад, дошла до нас лишь в виде отдельных сохранившихся фрагментов, — рассказывает Вадим Ларчиков. — К счастью, Гендель использовал материал этого концерта в двух других своих сочинениях. И хотя он звучит там в иной инструментальной палитре, наличие этих источников позволило нам стать некими музыкальными археологами, воссоздать недостающие фрагменты партитуры, давая возможность прикоснуться к богатству этой музыки во всей ее первозданной красе.

Начало наступающего года — время 325-летнего юбилея со дня рождения композитора, и предстоящая премьера станет достойным музыкальным приношением реставратора и исполнителей великому маэстро, о котором Бернард Шоу написал: "Вы можете презирать кого и что угодно, но вы бессильны противоречить Генделю. Когда звучит его музыка, на словах "восседающий на своем извечном престоле" атеист теряет дар речи".

Еще одна премьера предстоящего концерта — написанное всего несколько месяцев назад Концертино севастопольского композитора Бориса Синчалова.

— Хотя автор этого сочинения не конкретизирует его содержание каким-либо программным подзаголовком, мягкий свет и устремленность ввысь этой музыки, на наш взгляд, входят в резонанс с вибрациями рождественской мистерии, — рассказывает Вадим Ларчиков. — Извечна истина, что будущего нет без прошлого. Размышление об этом — сосредоточенное, обращенное вовнутрь содержание "Эпитафии" симферопольского автора Мерзие Халитовой.

А в завершение концерта прозвучит музыкальная мистерия. Именно так — "Мистерия II. Пречестный и животворящий Кресте Господень" — назвал свою композицию Вадим Ларчиков. Как и в сочинениях, уже знакомых севастопольцам по исполнениям в программах нашего выдающегося французского гостя Доминика де Вильенкура, автор остается верен своему творческому кредо: символическим языком музыкальных звуков создавать философские эссе, погружать слушателя на внесловесном, знаковом уровне в мир напряженного творчества духа. Путь от Рождества к Голгофе и Кресту и невыразимый свет Вознесения, оживотворяющий наши души и дающий нам ныне свет переживания Рождества внутри нас, — суть этой мистерии. Концерт пройдет 23 декабря в Центре культуры и искусства.

Другие статьи этого номера