Оформление ДТП без участия ГАИ?

Украинская ГАИ и российская ГИБДД к концу этого года словно соревнуются, чьи реформы будут в 2010-м круче. Оба ведомства пообещали такие нововведения, которые коснутся буквально всех автомобилистов двух братских соседних стран (которые, кстати, часто ездят друг к другу и должны знать, что их ждет за границей!).

В Украине в 2010-м собираются ввести практику оформления нетяжелых ДТП с помощью так называемых европротоколов, которые участники происшествия могут оформить сами без участия ГАИ. Ее функции выполнят аварийные комиссары страховых компаний. Водители к новшеству относятся пока с опаской. В ГАИ нововведение восприняли на ура.

Законопроект должна вскоре рассмотреть Верховная Рада. Касается он ДТП, в которых не пострадали люди, а сами автомобили застрахованы и после аварии могут ездить (например, помято крыло, разбит бампер). При этом виновный обязан письменно признать свою вину, а все участники ДТП должны быть согласны обойтись без инспектора ГАИ, приезда которого порой приходится ждать 2-3 часа и более. Если консенсус не достигнут, все оформляют, как и сейчас.

Как сообщила руководитель пресс-службы Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Ольга Стесина, такая практика действует в Европе, а с прошлого года — и в России и позволяет быстро уладить все претензии. При этом страхкомпания виновного сообщает в ГАИ о страховом случае, чтобы тот, кто повредил чужое авто, был наказан штрафом. В целом страховой рынок положительно относится к упрощенной системе оформления мелких ДТП. Это сэкономит время потерпевших и гаишников, хотя и ударит по карману водителей. Кроме того, нужно учитывать, что европротокол не заработает, пока у всех участников не будут иметься в наличии полисы ОСАГО.

Юристы, специализирующиеся на вопросах ДТП, отмечают, что и сегодня водители имеют право обходиться не только без ГАИ, но и без страхкомпаний: "Пункт 2.11 Правил дорожного движения гласит, что если потерпевших нет, машины на ходу, а водители согласны, кто виноват, они могут сами составить схему ДТП, подписать ее и завезти на ближайший пост ГАИ. Допускается ее оформление в присутствии представителей страхкомпании, если машины застрахованы. Но таких случаев — мизер, все ждут ГАИ", приводит их слова ForUm.

А вот в России Госдума рассмотрела вопрос о еще более "крутом" реформировании ГИБДД. Председатель Комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев предложил заменить дорожную Госинспекцию новым ведомством: создать единую федеральную службу, подчиненную не МВД, а Минтрансу, сообщает Гудок.RU.

"Я предлагаю не ликвидировать ГИБДД, а создать новую федеральную службу, которая бы занималась не только безопасностью дорожного движения, но и его организацией. К сожалению, этой функции нет нигде, она не прописана ни в структуре Министерства транспорта, ни в структуре Министерства внутренних дел. Этим нужно заниматься — регулировать дорожное движение, помогать участникам движения. Я считаю, что сегодня назрел этот вопрос и нужно передать полномочия от шести ведомств, которые, по сути, занимаются безопасностью, в единый координирующий орган, который в идеале был бы подчинен Министерству транспорта", — пояснил Шишкарев.

Его коллеги-депутаты и некоторые эксперты уже назвали будущую реформу революционной. В МВД, ясное дело, инициатива особых восторгов не вызвала.

Словно желая подсластить ГИБДД "пилюлю", Госдума также решила весьма странным способом стимулировать российских граждан к покупке новых автомобилей. Народные избранники приняли во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, которые в несколько раз увеличивают пошлины за регистрацию новых автомобилей и выдачу номеров.

Если раньше эта услуга стоила 400 руб., то скоро она может подорожать до 1500 (чтобы это случилось, поправки должен утвердить Совет Федерации, а затем они поступят на подпись к президенту страны).

Помимо регистрации машин подорожает и техосмотр. Скоро он будет стоить 300 руб., а не 100 (речь в данном случае идет исключительно о пошлине). Выдача современных пластиковых водительских прав обойдется в 800 руб. (сейчас 200), а бумажных — в 400 руб. (сейчас 100). Права международного образца подорожают больше всего — со 100 до 1000 руб.

Вот такие новшества зреют в недрах столь серьезных ведомств, некогда бывших единым организмом в одной стране. Теперь полномочия этих "независимых" ведомств разделены границами, но граждане-водители очень часто их пересекают и оказываются в зоне действия реформ как ГАИ, так и ГИБДД. Так что готовьтесь перед поездками!

Подготовил Сергей КОШКИН.

Мнения

Валентина ЛЕВЧЕНКО, заместитель главы Госфинуслуг:

— Все предложения относительно европротокола мы поддерживаем. В комиссию поступает около 10000 обращений, около 70% приходится на долю страхового рынка и среди них половина — это КАСКО и "автогражданка". Для рядового гражданина все должно быть абсолютно прозрачно, четко и понятно.

Нина ХМЕЛЕВСКАЯ, руководитель пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины:

— Если такой закон примут, инспекторы смогут быстро успевать на тяжелые ДТП, где есть погибшие или раненые и наша помощь нужна намного больше, а с побитым "железом" пусть разбираются страхкомпании.

Изабелла БИЛЬДЕР, генеральный директор ОАО "Крымская страховая компания":

— Так называемый европротокол поможет быстрее урегулировать вопрос описания ДТП и не создавать пробки при ожидании ГАИ. Во избежание подставных ДТП страховщики активно работают над созданием совместной базы данных, чтобы было видно, кто, когда и в какой компании получал страховые возмещения. Мы также поддерживаем мнение о принятии единого полиса, который мог бы расширить круг лиц, пользующихся европротоколом. А потерпевший, независимо от того, кто сидел за рулем автомобиля, должен получить страховое возмещение.

Петр ДИДЫК, водитель с 20-летним стажем:

— Я согласен обойтись без ГАИ, но должен быть хотя бы аварийный комиссар моей страхкомпании, без него я ничего не подпишу. Ведь может быть так: сегодня водитель, который ударил мое авто сзади, признал свою вину. А завтра после разговора с юристами своей страхкомпании он начнет утверждать, что я резко затормозил и у него не было возможности избежать столкновения, мол, виноваты оба. Доказать что-то будет сложно, так что пока пусть решает ГАИ на месте. Буду ждать инспектора в любом случае.

Другие статьи этого номера