Поиск, дерзость и мастерство

Очередная выставка, открывшаяся в Доме Москвы в Севастополе получила название "Молодежь фотографирует, или Мастерам вход В". Но дело все в том, что мэтры света и тени все-таки присутствовали в зале, и отнюдь не в качестве зрителей.Так, известный не только в Севастополе и Украине, но и за рубежом, фотохудожник Виктор Соколов возглавил жюри. Выступая перед журналистами, он посетовал на трудности, с которыми организаторы выставки из общественной организации "Женский клуб "ФрезИя", а также жюри столкнулись при отборе работ для оформления экспозиции. На их суд поступило 919 произведений фотоискусства. Из них зрителям представлено 97 снимков — лучшие из лучших 70 авторов из 49 городов семи стран, в том числе из России, Канады и Польши. Таким образом, у нас есть все основания считать эту выставку международной.

Виктор Соколов признался, что возглавляемое им жюри, в состав которого, кстати, входили талантливый и титулованный мастер Александр Бурцев и искусствовед Людмила Смирнова, при оценке поступивших в Севастополь снимков было совершенно свободно от возможного давления названий стран, городов и имен. Перед ним были только работы. И по их поводу, сказал председатель жюри, возникали ожесточенные споры. В них порой трудно было достичь согласия.

Что говорить о членах жюри, если у самих участников при выборе собственных работ глаза разбегались. Им предлагалось отправить в Севастополь, максимум пять фотографий. В последний момент Анна Корбут (Кривой Рог) поместила в конверт шестой снимок — резервный. Пять (с точки зрения автора — лучших) были отвергнуты требовательным жюри, а шестой оказался нелишним.

Хлопоты организаторов и жюри выставки хоть и были трудны, но приятны. Ведь показа заслужили достойные произведения. Их авторы обладают характерами, присущими молодости: они тянутся к новизне тем, находчивы, изобретательны, а то и дерзки при их воплощении.

Если бы, например, кто-то из нас снимал городской пейзаж, то мы тщательно навели бы резкость, чтобы видны были архитектурные детали. Константин же Нетребенко, глядя в видоискатель на родной Харьков, видимо, полностью распахнул диафрагму и установил объектив на отметке, при которой сгладились очертания домов, улиц. Так пытаются рисовать продвинутые живописцы — авангардисты.

И к ворожке не ходи, чтобы узнать, что Тарас Украинец из Ивано-Франковска наделен искрометным юмором. Это видно по его произведению "Трое без лодки, считая собаку". На нем запечатлены два любителя зимнего лова рыбы в тулупах над пробитыми во льду лунками и их четвероногий друг.

Севастополец Виталий Фоменко, по всему видно, настолько влюблен в главного персонажа серии детективных повестей А. Конан Дойла, что с любовью, мастерски создал постановочный снимок Шерлока Холмса.

"Фотография" в переводе на украинский язык означает свiтлина. Согласитесь, красивое слово. Лучше всего оно подходит для обозначения черно-белых фотографий. В настоящее время мы пленены цветной фотографией. Тем не менее взыскательные зрители, наделенные вкусом, считают черно-белую высшим пилотажем в фотоискусстве.

Отрадно, что подавляющее большинство экспонатов выставки — черно-белые фотографии. Эту особенность показа отметили журналисты и зрители. А Людмила Смирнова с полным правом указала на родство черно-белых снимков с произведениями графики. Искусствовед работает в Художественном музее имени М.П. Крошицкого, где уже состоялось несколько выставок художественной фотографии. Это говорит, что то, что было в прошлом ремеслом, стало одним из направлений высокого искусства. Еще одним тому подтверждением и явилась проходящая в эти дни в Доме Москвы выставка.

Гран-при на ней достался Андрею Косаковскому (Винница) за работу "Пастушок". Первое место присуждено Яне Кравчук (Ровно) за серию сюжетных снимков (кстати, работ этого жанра — большинство), третье — Игорю Головачеву (Могилев) за фотографию "Без названия". Определены лучшие мастера по семи различным номинациям. Есть в этом списке и наша землячка Елена Куракина.

Другие статьи этого номера