Писания, освященные грустной улыбкой любящего сердца…

29 января весь мир отмечает 150-летие со дня рождения великого писателя Антона Павловича Чехова, снискавшего любовь не только своего народа, но и всего человечества.
Герои его произведений мечтали о полноте жизни, хотели сделать свое существование осмысленным.В Крыму (в том числе и в Севастополе) Антон Павлович бывал неоднократно. Ялта не очень ему нравилась, но море оставило неизгладимое впечатление. &quot;Море чудесное, синее и нежное, как волосы девушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучишься&quot;, — писал он.<br>

В 1898 году он переезжает в Ялту и занимается строительством дома, &quot;Белой дачи&quot;, как он его называл. В Ялте Чехов заботится о бедных, о народном образовании, лечит больных. Он собирает средства и сам выделяет немалые деньги на строительство пансионата &quot;Яузлар&quot; — первого лечебного учреждения для больных туберкулезом. Хотя состояние его собственного здоровья ухудшалось. <br>

С именем Чехова связаны многие уголки нашей страны, но крымский, точнее ялтинский, период в творчестве Чехова — наиболее зрелый и значительный. Здесь Антон Павлович плодотворно работает, пишет рассказы &quot;Дама с собачкой&quot;, &quot;Архиерей&quot;, &quot;Невеста&quot;, повесть &quot;В овраге&quot;, пьесы &quot;Три сестры&quot;, &quot;Вишневый сад&quot; (последнее произведение Чехова). <br>

Впервые он открыл для себя Крым в 1888 году, когда его семья сняла дачу в Сумах у берегов реки Псел. Оттуда он отправляется в гости к петербургскому издателю А.С. Суворину в Феодосию. О красотах Крыма Чехов знал от своего друга художника И.И. Левитана и не был разочарован. <br>

На пути следования его более всего поразил Севастополь, с которым у писателя была своя особая связь. Этот город привлекал памятниками архитектуры и изящными бухтами: &quot;Город красив сам по себе, красивый потому, что стоит у чудеснейшего моря. Самое лучшее у моря — это его цвет, а цвет описать нельзя…&quot;<br>

В 1893 году писатель в Мелихово работает над повестью &quot;Черный монах&quot; и своих героев переносит в наш город: &quot;Они приехали в Севастополь и остановились в гостинице. Была тихая теплая погода, и пахло морем. Чудесная бухта отражала в себе луну и огни и имела цвет, которому трудно подобрать название. Это было нежное легкое сочетание синего с зеленым, местами вода походила цветом на синий купорос, а местами, казалось, лунный свет сгустился и вместо воды наполнил бухту…&quot;<br>

14 сентября 1898 года Чехов посетил Георгиевский монастырь и был в восторге, любуясь с горы мысом Феолент: &quot;В Севастополе в лунную ночь я ездил в Георгиевский монастырь и смотрел вниз с горы на море, а на горе — кладбище с белыми крестами. Было фантастично…&quot; <br>

В апреле 1900 года Чехов присутствовал на спектаклях Московского художественного театра, которые прошли в летнем городском театре, находившемся на Приморском бульваре (сейчас на этом месте — водная станция). Московская труппа во главе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко познакомила севастопольского зрителя со спектаклями &quot;Дядя Ваня&quot; и &quot;Чайка&quot;. <br>

В августе этого же года Чехов провожал свою жену, Ольгу Леонардовну Книппер, артистку МХТ, в Москву. Они вместе прибыли из Ялты в Севастополь. Позже в письме он ей сообщал: &quot;Проводив тебя, я поехал в гостиницу Киста. Там ночевал, на другой день поехал в Балаклаву&quot;.<br>

В 1903 году знаменитому режиссеру В.М. Мейерхольду снять театр (летний) в Севастополе помог именно Чехов, который и рекомендовал труппу Мейерхольда и Кошеверова севастопольскому городскому голове. Перед началом спектаклей Мейерхольд примчался в Ялту и повидался с Чеховым, расспрашивал его о новой пьесе. И, конечно, не знал, что видит Антона Павловича, своего бога, в последний раз.<br>

Севастопольскому академическому русскому драматическому театру им. А.В. Луначарского в следующем, 2011 году исполняется 100 лет. В его репертуаре за все эти годы было немало спектаклей по пьесам Чехова. <br>

Первый чеховский спектакль, о котором доподлинно известно, вышел в 1934 году. Это был &quot;Дядя Ваня&quot; в постановке С.И. Ярцева. Следующую постановку &quot;Дяди Вани&quot; осуществил выдающийся режиссер Б.А. Бертельс в 1953 году. Спектакль был приурочен к 50-летию со дня смерти Чехова. В 1960 году к столетию Чехова была создана литературно-драматическая композиция &quot;Наш Чехов&quot; по произведениям Антона Павловича в постановке главного режиссера театра Б.А. Рябикина.<br>

В 1989 году режиссером А.И. Фурманчуком была осуществлена постановка спектакля &quot;Чайка&quot;. Впервые в истории на выпуске спектакля произошел казус: после просмотра генеральной репетиции художественным советом (главный режиссер театра В.С. Петров) он был запрещен для показа зрителям в связи с нарушением пожарной безопасности. Действие спектакля проходило &quot;странным&quot; образом: зрители располагались на сцене, а актеры — в зале! Так что новшества в сценографии не всегда приветствовались, а жаль, ведь в столичных театрах этот прием использовался довольно широко.<br>

В 2000 году планировались мероприятия, посвященные 100-летию первых гастролей МХТ в Севастополе. Для постановки в новой редакции спектакля &quot;Дядя Ваня&quot; был приглашен известный режиссер В.В. Магар. На роль Войницкого назначен народный артист Украины М.Е. Кондратенко, Серебрякова — В.М. Полусмак, Елены Андреевны — Т.В. Бурнакина. В спектакле были заняты заслуженные артисты Украины Н.Ф. Белослудцева, Б.А. Чернокульский, Г.Л. Грозина, С.Ф. Рунцова, художник-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Галина Бубнова.<br>

В декабре 2004 года артистами театра был записан радиоспектакль &quot;Мой Антуан…&quot; по пьесе севастопольской писательницы В.С. Фроловой. Материалом для написания пьесы послужили письма Антона Павловича Чехова Марии Павловне и Ольге Леонардовне. В спектакле звучат голоса Евгения Журавкина (Чехов), Нины Белослудцевой (Мария Антоновна), Юлии Нестранской (Ольга Леонардовна). По просьбам радиослушателей этот изумительный радиоспектакль многократно транслировался по Севастопольскому радио. <br>

В 2008 году в рамках подготовки к 150-летнему юбилею А.П. Чехова художественный руководитель театра В.В. Магар приглашает на постановку пьесы &quot;Иванов&quot; московских режиссера (Григория Лифанова) и художника (Дмитрия Разумова). Этот спектакль вышел в рамках программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и Балтии под патронатом президента Российской Федерации, Союза театральных деятелей России, Министерства иностранных дел РФ.<br>

Именно этот спектакль артисты Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского покажут на юбилейном вечере, который состоится сегодня, 29 января. Зрители будут иметь уникальную возможность еще раз прикоснуться к творчеству гения.<br>

Значение Чехова как выдающегося писателя современности бесспорно. Он оставил бесценное литературное наследие. &quot;Россия долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освященным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пронизанным глубоким сознанием жизни…&quot; — писал о Чехове Максим Горький.<br>

Другие статьи этого номера