Предупрежден — значит вооружен

В Севастополе появились Концепция защиты населения от сильных землетрясений и программа гражданской защиты.
Во вторник городской совет утвердил концепцию региональной программы "О сейсмобезопасности города Севастополя и защите населения от сильных землетрясений на 2010-2025 годы".По словам инженера-геолога, разработчика концепции и программы Виктора Арестова, &quot;впервые в Украине был принят системный подход к решению этой очень сложной, многоплановой проблемы обеспечения сейсмобезопасности населения&quot;. Документы готовились специалистом с 2004 года. А в 2008 году концепция была согласована с четырьмя ведущими научно-исследовательскими учреждениями Украины в области сейсмологии и сейсмостойкого строительства. <br>

Необходимость принятия концепции, на основе которой начнет действовать поэтапная программа инженерно-технических мероприятий, обусловлена тем, что капитальное строительство в Севастополе в течение полувека велось по государственным строительным нормам из расчета максимально возможной силы землетрясений в регионе 7 баллов. <br>

Однако в последние годы сейсмологи пришли к выводу о возрастании сейсмической опасности на юге Украины, в том числе на территории Севастополя. Новые государственные строительные нормы, введенные в действие с 1 февраля 2007 года, установили сейсмическую балльность территории Севастополя для массового строительства для средних грунтовых условий 8 баллов, а при неблагоприятных грунтовых условиях (подтопление, слабые грунты, насыпные грунты) — 9 баллов.<br>

Как говорится в пояснительной записке к документу, &quot;оказалось, что практически весь жилой и промышленный фонд города, его инженерная инфраструктура и объекты жизнеобеспечения, то есть практически все, что построено до 2007 года, не соответствует уровню сейсмической угрозы&quot;.<br>

Обеспокоенность сейсмологов вызывает не только большой процент в Севастополе ветхих зданий и сооружений, в городе имеются техногенно опасные объекты, разрушение которых при землетрясении приведет к экологическим бедствиям. Кроме того, трассы железных и автодорог местами проходят по территориям, слабо устойчивым к сейсмическому воздействию. При землетрясении эти участки дорог могут разрушиться, и пути оказания помощи и эвакуации будут заблокированы.<br>

С целью предупреждения катастрофических последствий в разработанную концепцию внесен взаимоувязанный комплекс научно-исследовательских, проектно-изыскательных и строительных работ по районированию территории города по уровням сейсмического риска, а также по укреплению зданий, сооружений и объектов жизнеобеспечения. О том, каково отношение севастопольцев к угрозе землетрясений, говорит тот факт, что представитель управления по вопросам чрезвычайных ситуаций СГГА не смог на сессии доложить депутатам о том, в каком состоянии находится и работает ли вообще городская сейсмостанция. Фактически городские власти долгое время не хотели &quot;ввязываться&quot; в проблему сейсмостойкости, поскольку ее решение требует многомиллионных вложений в проектные и инженерные работы. На этот раз депутаты, поддерживая концепцию в целом, также высказались в том плане, что &quot;программа на сотни миллионов ставит под сомнение ее реализацию&quot;. Поэтому &quot;в путях и способах решения проблемы&quot; горсовет утвердил четкую поэтапную реализацию будущей программы. Так, в качестве первоочередных мер до 2016 года город будет укреплять особо ответственные и техногенные объекты. <br>

А их, потенциально-опасных объектов, на территории Севастополя расположено 224. Из них 57 — повышенной опасности. Аварии на этих объектах могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций регионального, местного и объектового уровней. Локальные системы выявления, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на данных объектах отсутствуют, что противоречит требованиям нормативно-правовых актов. Об этом говорится уже в следующей, утвержденной горсоветом &quot;Региональной целевой социальной программе развития гражданской защиты Севастополя на 2010-2013 годы&quot;.<br>

&quot;Как показывает практика, управление процессами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Севастополе часто ведется из залов совещаний или рабочих кабинетов руководителей различных уровней, что не отвечает современным требованиям, — говорится в документе. — В Севастополе отсутствует региональный центр управления во время чрезвычайных ситуаций, а системы связи на пунктах управления гражданской защиты и помощи населению морально и физически устарели&quot;.<br>

Не отвечает современным требованиям и материально-техническое оснащение органов управления и сил гражданской защиты Севастополя. Более 50% специализированной техники коммунальных организаций &quot;Местная пожарная охрана&quot; и коммунальных аварийно-спасательных служб на воде и в горной местности эксплуатируются более 25 лет. Количество техники не соответствует нормативным требованиям. <br>

Коммунальные аварийно-спасательные службы не укомплектованы инженерно-техническим оборудованием и средствами индивидуальной защиты для проведения аварийно-спасательных работ в условиях загазованности в закрытых помещениях, транспортом для поисковых работ в горно-лесистой местности. Требуют капитального ремонта здания и гидротехнические сооружения спасательных станций. Поскольку эти и другие проблемные вопросы не могут быть решены в процессе текущей работы спасательных служб, горсовету и была предложена на утверждение программа развития гражданской защиты Севастополя.<br>

Утвержденная программа предусматривает: создание в Севастополе территориальной подсистемы единой государственной системы гражданской защиты, а также регионального центра управления во время чрезвычайных ситуаций; модернизацию систем связи на пунктах управления гражданской защиты; усовершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации; техническое переоснащение органов управления и сил гражданской защиты, подразделений главного управления МЧС Украины в Севастополе, коммунальной аварийно-спасательной службы (в горной местности), коммунальной специализированной аварийно-спасательной службы на водных объектах. <br>

Предполагаются также техническое переоснащение подразделений местной пожарной охраны, приобретение техники для подвоза воды, строительство (реконструкция) объектов для аварийно-спасательных подразделений.<br>

Ориентировочно объем финансирования программы составляет 95,7 млн грн, из них за счет средств государственного бюджета — 82,6 млн грн, городского бюджета — 13,1 млн грн.<br>

Другие статьи этого номера