Связующая нить

О явлении людям первой иконы нам известно из преданий, пробившихся через толщу времени в две тысячи лет. Дороги привели Иисуса Христа в дом занемогшего князя Авгаря. Умывшись, Спаситель обтер свой пречистый лик полотенцем, на котором осталось его изображение. Авгарь искренне молился перед ним и получил исцеление. Икона Спаса Нерукотворного — одна из самых почитаемых верующими. Первым же иконописцем принято считать евангелиста Луку. До наших дней дошло изображение Богородицы. О творении апостола она сказала так: "Благодать Сына Моего будет с этой иконой". В историю вошла яркая плеяда последователей евангелиста Луки — Рублев, Греко, Дионисий, Ушаков. Позже иконы писали и Васнецов, и Врубель, и Нестеров… Святые образа создаются также в наши дни. В минувшую среду, 27 января, стараниями ОО "Женский клуб "ФрезИя" в Доме Москвы открылась выставка икон симферопольского мастера Владимира Денщикова.По профессии Владимир Анатольевич актер. Полных 34 года он служил в труппе Крымского академического русского драматического театра имени Максима Горького. Добившийся широкого признания, народный артист Украины Денщиков вдохновенно исполнял роли царя Федора Иоанновича, булгаковского персонажа Кота Бегемота, героев драматических произведений Александра Островского, Антона Чехова, других драматургов. Для актеров уровня Владимира Анатольевича установлен порог: одиннадцать спектаклей в месяц, а он выходил на сцену и 18, и 20, а бывало, и 22 раза в месяц. С полным правом Владимир Денщиков говорит сейчас: &quot;У меня нет долгов ни перед зрителем, ни перед театром&quot;.<br>

Лет 35-40 назад людьми овладела повальная мода плетения в технике макраме. Владимир Анатольевич тоже поддался ей. Видимо, в этом занятии он находил разрядку после напряженных дневных репетиций и требовавших высокой самоотдачи спектаклей по вечерам. Вполне возможно, что кто-то считает увлечение макраме занятием для женщин. Но он ошибается. Найденные при раскопках изделия из узелкового плетения ученые-археологи относят к IХ веку до нашей эры. Древние греки на своих вазах запечатлели Геркулеса в наброшенной на плечи шкуре льва. Его передние лапы соединены на груди героя замысловатым узлом, который получил соответствующее название — геркулесов. Эллины верили в его магическую силу. Геркулесов узел, наложенный на полученную в бою рану, якобы способствовал быстрому ее заживлению. Цепочки из геркулесовых же узлов как оберег матросы закрепляли на верхушках мачт кораблей. В дальних плаваниях мореходы коротали время за плетением кулонов, браслетов… Ступив на берег, они дарили поделки родным и друзьям. Известен еще коварный турецкий узел. Он поддавался лишь сильным рукам самых изобретательных мужчин. Между ними даже устраивали соревнования на ловкость и находчивость. Выходит, в древности плетение узлов было отнюдь не женским занятием, а уделом крепких мужчин.<br>

В руках Владимира Денщикова оказался уже не корабельный канат, а тонкая, диаметром 0,5-2 миллиметра, льняная нить. Но главное видится в ином. Мода на макраме как пришла, так и ушла. Она капризна и недолговечна для тех, кто следует меняющейся моде. Человек основательный и постоянный, Владимир Анатольевич остается верен льняной нити в течение свыше трех десятков лет — до сего дня.<br>

Человек, талантливый в одном, талантлив во всем, за что берется. Это сказано о Денщикове. В течение десятилетий он дошел до того, о чем никто не догадывался. Им запатентован метод узелкового плетения без каких-либо спиц, крючков, других приспособлений и инструментов, а исключительно пальцами в технике макраме — коллаж с использованием некоторых видов (обратите внимание) рукотворной ткани. Объемности умелец добивается путем накладывания узелков узоров один на другой. Тончайшая работа!<br>

Владимир Денщиков не оставил ее и после того, как три года назад перенес инсульт. Функционально правая рука не восстановилась до сих пор. Но от этого узелковые кружева не стали проще, скорее, наоборот, они стали тоньше и изысканней. Моторика пальцев еще та, считают лечащие врачи.<br>

Надолго и прочно Владимира Анатольевича захватила работа над иконами. Лики святых написаны на полотне маслом. После перенесенного инсульта в доводке живописи Владимиру Денщикову помогает симферопольская художница Марина Нефедова. А вот оклады из льняных нитей — дело исключительно Владимира Анатольевича. Работы настолько искусны, что их выставки сопровождают, скажем так, нештатные ситуации. Так, их показ в Москве, в помещении музея Николая Рериха, продлевался трижды: вместо месяца и пяти дней, которые отводились для выставки, она продолжалась более двух месяцев. <br>

Ее увидели матушки из расположенного в Урюпинске монастыря. Они рассказали Владимиру Денщикову о святыне обители — явленной и чудотворной иконе Богоматери. Насельницы просили умельца заменить золотой оклад иконы на льняной. Золото — на лен! Хотя не о золоте или льне речь, а о высокой оценке мастерства Владимира Анатольевича.<br>

Профессор Уральского университета попросила разрешения мастера, чтобы самый способный ее ученик написал диссертацию о его произведениях. Отказа профессору не было. Монахиням же из Урюпинска Владимир Денщиков сказал: &quot;Пусть чудотворная икона остается такой, какой в течение столетий была до этого. Так вернее&quot;. Владимир Анатольевич отказал также одному из украинских политиков в просьбе оформить подобным образом портрет известного лидера.<br>

Ощущает ли мастер воздействие от создаваемых им предметов культа, что признано святыми отцами? Перед тем как приступить к работе над очередной иконой, Владимир Денщиков с учетом состояния своего здоровья постится, посещает храм, причащается, испрашивает у батюшки благословения. Лишь после этого берется за кисти и льняные нити. Впереди — огромный труд. Ведь, чтобы сплести оклад для иконы размером 40 на 50 сантиметров, требуется связать около полутора миллионов узелков. <br>

На самом видном месте экспозиции выставки помещена впечатляющих размеров икона Святого Александра Невского. Ее оклад — это более девяти миллионов узлов и узелочков, выполненных в течение 14 месяцев. Под силу ли создать такое без помощи неба?<br>

— Не раз замечал, — говорит Владимир Анатольевич, — что могу провести округлость нимба больной рукой без циркуля.<br>

Многие, наверное, помнят актера театра и кино Александра Голобородько — в прошлом симферопольца, а ныне москвича. Своему товарищу по сцене Владимир Анатольевич подарил икону Целителя Пантелеймона. В Москве мастер попросил друга на время выставки в музее Николая Рериха уступить ему икону святого. Как только ее вынесли из квартиры, Александр Голобородько слег с гриппом на месяц. Едва ли не с температурой он поднялся, чтобы успеть к закрытию выставки. Но помешало препятствие: в раздевалке не оказалось места для верхней одежды столичной знаменитости. Владимир Денщиков прибежал на выручку. &quot;Не суетись, друг, — сказал Александр Голобородько. — Порадуйся тому, что к тебе на выставку попасть затруднительно&quot;.<br>

Кроме Александра Голобородько, иконы, созданные Владимиром Анатольевичем, различными путями достались другим известным людям, например, премьер-министру Украины Юлии Тимошенко, известным певицам Софии Ротару, Нине Матвиенко… Большую радость доставляет мастеру то, что крымчане преподнесли созданную им икону Богоматери &quot;Умиление&quot; побывавшему в этом году в Украине, в том числе и в Крыму, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Есть достоверные сведения о том, что Святейший нашел место этой иконе в своей резиденции.<br>

В ближайших планах Владимира Денщикова — осуществление масштабного замысла по созданию образа Николая Угодника в обрамлении житийных клейм. Намерен также умелец поработать над иконой Святого Владимира Крестителя.<br>

И с профессией актера Владимир Денщиков не расстался. В одном из симферопольских вузов он преподает режиссуру, мастерство актера и сценографию. В прошлом году на съемках &quot;Алых парусов&quot; снялся в эпизодической роли.<br>

Церемония открытия выставки вылилась в волнующее событие. Владимира Денщикова приветствовал заместитель председателя горсовета Ю. Дойников. А благочинный Севастопольского округа отец Сергий, в частности, сказал, что Владимир Анатольевич творит для того, чтобы люди, видя эти замечательные произведения, приходили к Богу, к спасению. Состоялось также выступление малого хора Владимирского собора — усыпальницы адмиралов под управлением регента Татьяны Шкоды.<br>

Тонка льняная нить… Но в руках мастера она прочно связывает нас с прошлым, с красотой, с небом.<br>

Другие статьи этого номера