На ловца и зверь…

Примета времени: чем хуже дела идут в экономике и множится армия безработных, тем больше шансов появляется у каждого из нас не заработать что-нибудь, а выиграть. Всевозможные акции заполонили телеэфир. О перспективе выигрыша кричат разноцветные наклейки на товарах и продуктах. Обещаются деньги, квартиры, машины…
Возможно, когда-нибудь историки будущего назовут наше время эпохой тотального блефа, эрой циничных игр на чувствах нищающего народа. Это после, а пока речь пойдет об одном из способов расстаться с деньгами, не выходя из дома.

Вы получаете по почте красочный конверт. На нем во всю длину надпись: &quot;Ваш выигрыш может составить более 100 тыс. грн&quot;. Или того приятней: вы — уже победитель. Ваш статус зарегистрирован и выплата гарантирована. А возможно, речь пойдет о японском автомобиле, который, звеня новенькими ключами и блестя техпаспортом, выписанном на ваше имя, уже направился к вам. Или о бытовой технике… <br>

В общей сложности ваши имя, фамилия и адрес мелькают на красочном сообщении о выигрыше с десяток раз. &quot;Окончательно&quot;, &quot;гарантированно&quot;, &quot;главный приз&quot;, &quot;тяжело поверить&quot;, &quot;не сомневайтесь&quot;, &quot;быстрее отсылайте&quot;, а также благодарные отзывы предыдущих победителей. И все, что требуется, — отправить сертификат на получение главного приза и при этом сделать заказ на любую книгу из каталога. А может, не книгу, а косметическое средство. А если не косметическое средство, то все равно придется что-нибудь купить (оплата при получении на почте), прежде чем ехать за призом.<br>

Это одна из самых популярных форм &quot;почтового&quot; мошенничества. Люди бывалые советуют: получив такое сообщение, не торопитесь на почту, а посмотрите внимательнее на этот &quot;шедевр&quot;. Для начала прочитайте, что написано мелким шрифтом: &quot;Если вы вовремя (обычно в течение семи дней) не вернете сертификат, который выиграет главный приз, то…&quot; <br>

Оказывается, розыгрыш еще даже не состоялся! Теперь посмотрите на сам конверт. Часто компании, чтобы дополнительно застраховать себя от неминуемых судебных исков, заблаговременно предупреждают вероятного &quot;потерпевшего&quot; о правилах игры. Но делают это там, где найти их максимально сложно: например на внутренней части конверта. И, конечно, самым-самым мелким шрифтом. Вы, скорее всего, узнаете, что розыгрыш пройдет лишь через несколько месяцев, а то и лет. <br>

На чем же &quot;кидают&quot;? На стоимости предлагаемых товаров, в частности книг. Цена обычно завышена в несколько раз. Но зачастую убытки потерпевших значительно выше. Несколько лет назад один пенсионер из Донецка, попавшийся на удочку, потратил не только сотню гривен на две малополезные книги, но и еще более тысячи на перелет и такси, чтобы вовремя доставить &quot;выигрышный&quot; сертификат в Киев. <br>

Кстати, иногда подобные компании (а имя им — легион) действуют хитрее: размещают в газетах рекламу, предлагая найти пять отличий на двух картинках и стать претендентом на приз. Таким нехитрым способом пополняется список потенциальных &quot;клиентов&quot;. Другие фирмы по похожей схеме завлекают в свои сети новые жертвы, предлагая отгадать несложные ребусы, кроссворды и т.д.<br>

В целом, как отмечают работники правоохранительных органов, подобная система распространения товаров была внедрена в Украине еще десять лет назад, но до сих пор популярности не потеряла. И не важно, что предлагают — книги, шорты для похудения, магические амулеты или подписку на очередной журнал. Психологический расчет работает без сбоя. &quot;А вдруг мне повезет?&quot; — думает обыватель и с этой верой в собственную исключительность рассчитывает получить &quot;гарантированный&quot; приз. Но, как говорится, &quot;коготок увяз — всей птичке пропасть&quot;. <br>

Вслед за красочным конвертом придет другой — с новым перечнем товаров. И вам, &quot;персональному победителю акции&quot;, опять посоветуют быть мудрым и не отказываться от удачи, когда фортуна так благоволит вам. Руководители компании заверят свои обещания многочисленными подписями и печатями. Обязательно пообещают, что эта попытка выудить у вас что-нибудь — для вашей же пользы. Если вы не устоите и снова пойдете у них на поводу, то через месяц ситуация повторится снова. <br>

Подготовила Оксана НЕПОМНЯЩИХ.<br>

* * *<br>

КАК НЕ ПОПАСТЬ НА УДОЧКУ МОШЕННИКОВ:<br>

1. Главное, помните: легких денег не бывает.<br>

2. По почте и через Интернет заказывайте только те вещи, которые вам действительно нужны.<br>

3. Ни при каких обстоятельствах не передавайте незнакомым лицам информацию, которая составляет финансовую тайну (коды кредитных и телефонных карточек, номера счетов и т.д.). <br>

4. Читайте все предоставляемые инструкции, особое внимание уделяя мелкому шрифту.<br>

5. Отсутствие адреса (абонентский ящик — не в счет) фирмы в объявлении уже должно вызывать подозрение.<br>

6. Объясните детям, что может потерять семья из-за их неосторожных действий.<br>

7. Сдавая квартиру, отключите выход телефона на международную и междугородную связь и платные услуги.<br>

8. Если вы все-таки пострадали, несмотря на то, что мошенники пытаются действовать юридически максимально грамотно и правоохранительные органы неохотно берутся за такие дела, не стесняйтесь подавать заявление в милицию, в общество защиты прав потребителей. Случаи возбуждения уголовных дел были, были даже случаи возвращения потерянных средств.

Другие статьи этого номера