Демосфен, ты не прав

Сейчас, когда до второго тура выборов президента Украины осталось всего ничего, избирателям было бы интересно узнать, как с веками менялась избирательная кампания. Приведем на этот счет некоторые исторические факты.В эпоху античности первыми подготовку к выборам в сенат начинали не политические функционеры, а скульпторы. Они заблаговременно ваяли безголовые бюсты кандидатов в верховный орган власти и завлекали в свою мастерскую претендентов на кресло в сенате. Те выбирали скульптурный &quot;полуфабрикат&quot; в соответствии со своим саном и претензиями на власть и усаживались позировать скульптору для слепка головы. Когда голова была готова и укреплялась на бюсте, он выставлялся на всеобщее обозрение. По творению скульптора римляне судили о состоятельности кандидатов, которая во многом определяла предпочтения избирателей.<br>

Парад скульптур как бы являл собой начало выборной кампании. Вслед за ваятелями в нее втягивались так называемые хлопальщики. Император Нерон, славившийся своим артистизмом, подал пример использования наемных хлопальщиков, которые восторженным ликованием и овациями стали сопровождать выступления перед толпой кандидатов в сенат. Число хлопальщиков порой составляло не одну тысячу. Этот агитационный прием использовался для целенаправленного воздействия на народные массы. <br>

По свидетельству историков, избранию на престол Римской империи порой предшествовало проведение аукциона. Когда в 193 году до нашей эры преторианцы нуждались в финансовых средствах, было решено, что главой верховной власти станет тот, кто внесет в императорскую казну наибольшую сумму. Сенатор Сульципиан для такого дела не пожалел восьми миллионов динариев, но его обошел сенатор Юлиан. Он пожаловал каждому солдату по 6250 динариев. Сумма его пожертвований составила 13 миллионов. Это и решило судьбу трона.<br>

В Древней Спарте было принято выбирать вождя криком: за кого толпа прокричит громче, тот и победил. У славян избранник определялся по результату кулачной стычки между сторонниками двух претендентов. Те, у кого было больше разбитых физиономий и поверженных на землю, считались проигравшими. <br>

С развитием цивилизации начали складываться демократические формы решения наиболее важных городских проблем. У славян они выносились на обсуждение народного собрания, получившего название &quot;вече&quot;. Оно созывалось для выбора князя, для решения вопроса, кого принять на княжение. <br>

В 1113 году вече пригласило править Киевом Владимира Мономаха. Он не принял приглашение. Недовольные этим киевляне стали громить дворы сторонников князя Святополка — соперника Владимира Мономаха. Чтобы успокоить горожан, Мономах согласился на княжение. Его правление было в Киевской Руси одним из самых стабильных и ускорило переход к государственной форме правления.<br>

Когда к началу XIX столетия в Киеве была создана Государственная дума, стали составляться списки избирателей. В 1870 году в них было внесено 3222 человека. Они составляли всего 3,2% от всего населения Киева. Дело в том, что право избирать в Думу имели лишь те киевляне, которые платили налоги и владели недвижимостью. Но даже из состоятельных людей на выборы являлась лишь их третья часть, и Думе приходилось рассылать повестки, пригласительные письма и даже посылать нарочных. <br>

Газета &quot;Киевское слово&quot; в 1887 году в одной из публикаций называла выборы в Думу общественной вакханалией, школой безнравственности, сообщала о фактах клеветы, спаивания избирателей, поднесения им дармовых угощений и убеждала читателей в несостоятельности принципа городского самоуправления.<br>

Экскурс в историю завершим цитатой: &quot;Поглядите на людей, которые делают нашу политику. Одни из них перешли от бедности к богатству, другие — от ничтожества к почету. И чем больше клонится к закату благосостояние города, тем больше повышается благосостояние этих людей!&quot; Эти слова вполне могли бы прозвучать сегодня на каком-нибудь митинге или на теледебатах, но написаны они греческим оратором Демосфеном в IV веке до нашей эры. &quot;Панта рей&quot;, — говорил древний мудрец Демосфен. На русский язык это переводится так: &quot;Все течет, все меняется&quot;. Что касается физических процессов, то мудрец не ошибся, а в процессах общественных он далек от истины. <br>

Другие статьи этого номера