Литературно-исторический альманах "Севастополь" в 2009 году.
В городские библиотеки поступили 36-й и 37-й выпуски литературно-исторического альманаха "Севастополь" за истекший 2009 год. Предметом осмысления его авторами явились темы происходящих в обществе событий, а также то, что представляется главным, — духовный мир современников. Эти произведения вызывают повышенный интерес.
1.<br>
Наступивший год — год 65-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне. Созвучна юбилейной дате сравнительно новая рубрика альманаха "Севастопольская классика". В 36-м номере "Севастополя" под этой рубрикой помещена подборка стихотворений Ольги Берггольц. Два из них озаглавлены одинаково — "Севастополь".<br>
…Он встанет опять из развалин своих.<br>
Нет, только не плачь,<br>
— Мы не чтим его память,<br>
И этой минуты великая тишь<br>
Затем, чтоб сказать:<br>
— Севастополь, ты с нами,<br>
Ты с нами, Ты бьешься, Ты победишь.<br>
Эти строки написаны поэтессой в сражающемся Ленинграде летом 1942 года — в роковые для Севастополя дни. Остальные стихотворения маститого автора вышли из-под его пера в разные годы по не менее значимым в истории города-крепости поводам.<br>
На позднюю осень прошлого года пришлось 90-летие со дня рождения Николая Тарасенко — участника обороны родного ему Севастополя от фашистских захватчиков. В свое время Николаем Федоровичем созданы произведения о войне, героизме наших воинов — это стихи и поэма. Поэт также черпает вдохновение, темы из кладезя периода античности, истории Херсонеса.<br>
В 37-м номере альманаха под рубрикой "Севастопольская классика" помещена подборка стихотворений юбиляра, от которых веет ароматом ветров глубокой древности.<br>
…Вдруг обнаружится, что боги были заняты,<br>
И торсы рушатся, трамбуются в фундаменты,<br>
И ветры буйствуют, и вдаль плывет Улисс…<br>
Все богохульствуют, а ты один молись.<br>
Подборку стихов Николая Тарасенко предваряет теплое поздравление редколлегии "Севастополя" в связи с замечательной в его жизни датой: "Редколлегия поздравляет постоянного автора альманаха, активного члена редколлегии с событием, столь знаменательным. Ждем новых стихов, новых повестей и рассказов. Новых книг. И да пусть умножатся ряды благодарных читателей!"<br>
Блоки поэтических произведений в 36-м и 37-м номерах составлены известным севастопольским поэтом Борисом Бабушкиным. Одних только авторов в двух последних книжках альманаха представлено свыше 25. И каких! Николай Ярко, Мария Виргинская, Владимир Губанов, Людмила Гусельникова, Юрий Бобылев, Андрей Агарков, Людмила Непорент, Виталий Фесенко… Скорее всего, более сотни их произведений могли бы составить мини-антологию рожденной в Севастополе поэзии, где были бы широко представлены произведения гражданского звучания, лирика, сатирические стихи и стихи, адресованные детям. Строк образных, строк-открытий, строк обнаженных, то есть того, имя чему Поэзия, так много, что теряешься. Ведь в этих заметках надо бы привести что-то в качестве примера.<br>
Несколько раз листаю книжки альманаха с первой страницы до последней и обратно.<br>
Я крикнула: "Деда! Не смей! Из огня<br>
Не выйти живым! <br>
Лучше жизни отведай!"<br>
А он мне ответил: "Иду за Победой,<br>
А ты проживи эту жизнь за меня".<br>
Людмила Гусельникова. ("Я деда не знала").<br>
Вор успешный — сегодня кумир,<br>
И везде то реклама, то ценник…<br>
Вряд ли я изменю этот алчущий мир,<br>
Но и он меня вряд ли изменит.<br>
Николай Ярко.<br>
2.<br>
В 36-м номере альманаха помещены в чем-то исповедальные заметки Виктора Лановенко "Дорога к читателю". В них он, в частности, пишет: "Хочется обрести читателей сейчас, сегодня. Хочется обратной связи, чтобы убедиться — наша "нетленка" стоит того, чтобы и завтра, и послезавтра садиться за стол и работать не покладая рук. Поэт без похвалы умирает".<br>
Смею сказать, что творческое небытие Виктору Лановенко не грозит. Есть немало свидетельств признания его литературного дарования. Так, в свое время в "толстом" журнале "Дальний Восток" публиковались его повести и рассказы. В течение шести лет на подмостках Камчатского областного драмтеатра шел спектакль по его пьесе (комедии) "Когда я была мужчиной".<br>
Севастопольский автор идет в ногу с временем. Сравнительно недавно его рассказ "Очарованная даль" был признан лучшим на конкурсе, проводимом на сайте "Самиздата". <br>
"После этого, — пишет Виктор Лановенко, — я осмелел настолько, что отправил другой свой рассказ "Проездом"… на международный конкурс "Перекресток-2009". Угодил в шорт-лист… По Интернету прислали диплом из Дюссельдорфа".<br>
Уверен, и рассказу "Бумажная стрела", опубликованному в этом же, 36-м номере "Севастополя", будет сопутствовать успех. Главные герои произведения — Сергей Малышев и Лиза — вращаются в среде, в которой человеческие отношения подвержены серьезной деформации. Но сильнее жесточайших обстоятельств жизни явились вспыхнувшие глубокие чувства между Сергеем и Лизой — чувства, в которые они и сами не верили. Заключительные две неполные строчки замечательного рассказа Виктора Лановенко: "Счастье", — успел подумать Малышев. Одной рукой он прижал Лизу к себе, а другой повернул руль влево. Чуть-чуть".<br>
Главные герои произведения погибают. Иной финал был бы вопреки художественной правде. Нам оставлен вопрос: есть ли место любви в мире, предельно прагматичном, с утраченными верными жизненными ориентирами?<br>
Поиском ответа на этот вопрос занят и Александр Волков — автор опубликованных в 36-м номере альманаха "Современных историй".<br>
Кем-то верно замечено, что все мы родом из детства. В большую страну своего детства читателей "Севастополя" пригласила Людмила Непорент — автор повести "Люка". Людмила Непорент — поэт. Читателям импонирует, когда обладатель поэтического дара берется за прозу. <br>
Произведение крупной литературной формы в 37-м номере "Севастополя" представлено романом Валерия Воронина "Забытая тайна Феолента".<br>
Страницы раздела прозы альманаха также предоставлены редколлегией для публикации рассказов Сергея Ислентьева, Александра Грановского, Эдуарда Угулавы, Татьяны Ковалевской и других авторов.<br>
3.<br>
Рубрика "История. Документы. Письма". В 36-м номере "Севастополя" под ней опубликовано сообщение Натальи Терещук и Елены Коротун под заголовком "Улица Подгорная в документах государственного архива г. Севастополя". Это волнующий рассказ о севастопольцах различных национальностей и вероисповеданий, профессий и возрастов, но с одной общей горькой судьбой — стать жертвами бомбардировки в первые минуты Великой Отечественной войны.<br>
Следует отметить, что "Слава Севастополя" первой обратилась к теме, касающейся трагедии улицы Подгорной (в настоящее время — Нефедова). Наши авторы неоднократно возвращались к этой теме. Публикация в "Севастополе" сообщения сотрудников госархива показывает, что она неисчерпаема. <br>
События Великой Отечественной войны — все еще не затянувшаяся рана. События же 150-летней давности, Крымской кампании, — святая память, наша гордость за дела предков. В 37-м номере альманаха под рубрикой "История. Документы. Письма" помещен в переводе с французского текст брошюры, изданной в военной типографии Санкт-Петербурга по горячим следам первой обороны Севастополя под заглавием "Крымская экспедиция. Рассказ очевидца". Очевидец этот, французский генерал, — значит, и автор брошюры. Он предпочел скрыть свое имя, но сохранить возможность сообщить соотечественникам голую правду, как она ему представлялась, о губительной для Франции военной кампании в Крыму, у стен Севастополя.<br>
Английские, французские историки и их коллеги из других стран обвиняли Россию в агрессивных замыслах. Удивительно, но этой позиции придерживались и некоторые видные специалисты России, позже — и Советского Союза. Россия и только Россия — зачинщица войны. Но французский генерал, имя которого до сих пор покрыто завесой тайны, пишет: "В начале июля (1854 года. — Авт.) стали наконец поговаривать о Крымской экспедиции. Первая мысль о ней явилась не на Востоке (то есть не в России. — Авт.): ее задумали в Париже… В Лондоне негоцианты Сити и акционеры Ост-Индской кампании громко рукоплескали при одной мысли о взятии Севастополя и об истреблении русского флота в Черном море" и далее: "В Тюльерийском кабинете родилась мысль Крымской экспедиции. В уединении, согбенный над картой Крыма, не спуская с нее глаз, с циркулем в руке император (Наполеон III. — Авт.) проводил целые часы за составлением плана экспедиции…" Россию можно упрекнуть разве что в ее излишней самоуверенности, в просчетах ее дипломатии.<br>
Свое повествование французский генерал завершает весной 1855 года, то есть до взятия Севастополя войсками союзников. Невольно поражаешься оперативности французских, а затем и русских издателей, с которой они старались донести версию очевидца событий войны широкой публике. Не тогда ли родилась концепция информационных войн? Текст брошюры стоил того, чтобы поторопиться с его публикацией. <br>
Автор не только свидетель, но и активный участник горячих событий на подступах к Севастополю: неизвестный французский генерал принимает участие в военном совете перед высадкой десантов. Если нападать, то как и где? Он отмечает нерешительность принца Наполеона, возражения лорда Раглана, решительность Сент-Арно, сомнения генерала Конробера. Это были наблюдения изнутри.<br>
В очередной раз редколлегия альманаха "Севастополь" (главный редактор Валентина Фролова) делает доступным для широкой публики хранимые за семью печатями раритеты по истории города.<br>
Верится, что и другие материалы, которые вошли в 36-й и 37-й номера "Севастополя", найдут своего заинтересованного читателя. Обе книги альманаха — свидетельство того, что прошлый год был для литераторов города плодотворным.<br>