Инспектировать — значит помогать

Разговоры в высших органах исполнительной власти Украины о необходимости создания государственной инспекции ЖКХ велись лет десять, и, наконец, в сентябре 2008 года Кабинет министров утвердил положение о ее штатной структуре, правах и обязанностях. Но прошло несколько месяцев, прежде чем началось формирование центрального аппарата госинспекции ЖКХ и ее структурных органов на местах. В сентябре 2009 года приступила к работе территориальная госинспекция в Севастополе. Учитывая, что с той поры прошло около полугода, наш корреспондент встретился с ее начальником С.Н.СКИБИНЫМ и задал ему несколько вопросов: — Сергей Николаевич, прежде всего хотелось бы узнать, какие задачи возложены на территориальную инспекцию, и могут ли севастопольцы надеяться на ее помощь в повышении качества жилищно-коммунальных услуг, в совершенствовании в городе тарифной политики.<br>

— Главная наша задача — надзор за полнотой и качеством оказания услуг населению, за соблюдением нормативных актов, регулирующих взаимоотношения между предприятиями ЖКХ, населением и местными органами власти. Осуществляя свои контрольные функции, мы систематизируем в этой сфере исходную информацию. В дальнейшем она будет анализироваться и учитываться при разработке региональной программы развития ЖКХ, но уже сейчас очевидна необходимость принятия ряда решений. В частности, следовало бы лишить местные органы власти права самим устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги и передать эту функцию центру, как это сделано по газу и электроэнергии. Пока же тарифы по теплу, водоснабжению и водоотведению рассчитываются на местах, а вот стоимость энергоносителей, составляющих около половины тарифов, спускается нам из центра. <br>

— Все это долгая песня. Как я понимаю, инспекция будет делать акцент на решении стратегических, а не оперативных задач реформирования ЖКХ.<br>

— Это не совсем так. Вот сейчас по жалобам и обращениям граждан мы проверяем работу рэпов. В связи с приказом начальника гражданской обороны от 21 сентября 2009 года о повышении тарифов на ЖКХ почти вдвое они из-за неплатежей потребителей оказались в финансовом кризисе. В этой ситуации по постановлению Кабмина от 20.05.2009 года местные советы обязаны были провести общественные слушания с жильцами каждого дома и составить протоколы с перечнем необходимых им услуг и с указанием реальных затрат рэпов на них. Пока они проводятся, коммунальные предприятия, обеспечивающие вывоз мусора, центральное отопление, горячее и холодное водоснабжение, уже резко повысили стоимость своих услуг. С целью защиты интересов населения инспекция на днях вынуждена была разослать рэпам предписание исключить из месячного тарифа на уборку придомовой территории неделю, в течение которой лежал снег и такая уборка не проводилась. Не уверен, что без такого напоминания рэпы не исключили бы из тарифа дни, в которые дворники не работали. <br>

Там, где общественные слушания состоялись, они зачастую носили слишком эмоциональный характер, но на них впервые шел откровенный диалог между коммунальщиками и жильцами, которые уяснили, что имеют право сами решить, какие услуги им необходимы, а от каких они могут отказаться. <br>

— Сергей Николаевич, как относится инспекция к тому, что тарифы не покрывают затрат, которые несут предприятия на производство жилищно-коммунальных услуг?<br>

— Эта разница погашается дотациями из госбюджета. В 2008 году они составили 3,2 миллиарда гривен, в 2009-м — около 2 миллиардов. Проведенные нами проверки показали, что контроль за расходованием этих средств осуществляется крайне слабо, значительная их часть используется не по назначению. Нередко эти деньги идут на зарплату работникам рэпов. Кстати, через дотации прошли многие страны. При низких тарифах переход от них к прямым адресным субсидиям малообеспеченным гражданам был затяжным и мучительным. <br>

Пути перехода к адресному субсидированию общеизвестны: это повышение тарифов, благосостояния населения, введение режима экономии энергоносителей, а также сокращение кадрового состава коммунальных предприятий. Инспекция обеспокоена тем, что после передачи внутридомовых сетей на обслуживание коммунальным предприятиям в некоторых рэпах штатную численность административного аппарата не уменьшили, а вот ремонтно-обслуживающий персонал сократили. В результате обслуживание внутридомовых сетей коммунальными предприятиями сводится к выполнению ими лишь аварийно-восстановительных работ.<br>

— Как инспекция оценивает тарифную политику в городе?<br>

— Прежде чем ответить на этот вопрос, скажу об одной специфической проблеме нашего мегаполиса: он единственный в Украине, где местные советы не имеют своих исполнительных органов. Это порождает двоевластие, противостояние госадминистрации и горсовета, препятствует реформированию ЖКХ. Достаточно сказать, что несколько лет местные исполнительные и представительные органы власти не могут выработать оптимальную тарифную политику. У нас есть элитное жилье, есть жилье эконом-класса и есть жилье устаревшее. Квартплата в них одинаковая, хотя она должна варьироваться в зависимости от уровня обустройства, технической оснащенности и комфортности дома. Необходимо как можно быстрее уйти от такой усредненности, но решением этого вопроса, в сущности, никто не занимается.<br>

— На содержание жилого фонда у государства никогда не было и в ближайшее время не предвидится достаточных финансовых средств. А без этого реформирование обречено на провал. Разумно ли при низкой платежеспособности населения делать ставку на повышение тарифов?<br>

— По моему убеждению, повышению тарифов должен предшествовать рост минимальных зарплаты и пенсии. Отступление от такой последовательности неизбежно породит социальную напряженность, потерю управляемости регионов из центра. Но давайте спроектируем на эту ситуацию следующую информацию. В 2007 году население заплатило за услуги мобильной связи 38 миллиардов гривен, а за услуги ЖКХ, которые считаются дорогими, только 14 миллиардов гривен. Это говорит о том, что финансовые ресурсы у наших граждан есть и они могут быть направлены на развитие ЖКХ при условии улучшения социальной защиты малоимущих. <br>

Поясню возможность инвестирования населением этого развития на следующем примере. Предположим, предприятие, предоставляющее услуги по отоплению, берет кредит и с целью его погашения включает в тариф инвестиционную составляющую в размере около 10%. Оплачивая эти проценты, население будет инвестировать тепловикам развитие их предприятия и снижение ими себестоимости своих услуги. Участие государства в этом деле будет заключаться в снижении банковских ставок по кредиту. В такой схеме будут заинтересованы и предприятие, и органы власти, и население, которое станет получать качественную услугу. <br>

В прошлом году Министерство ЖКХ намеревалось создать в Севастополе первую управляющую компанию управления жильем. К сожалению пилотный проект не был реализован из-за отсутствия организационного ресурса и недостатка финансовых средств. Естественно, что запуск такого проекта возможен лишь при увеличении числа объединений совладельцев многоквартирных домов.<br>

Инспекция не будет стоять в стороне от проведения комплекса мероприятий по воспитанию у населения чувства собственника своего жилья, по привлечению граждан в управление жилищно-коммунальным комплексом. Процесс инспектирования мы понимаем как возможность оказания организационной и профессиональной помощи.<br>

Другие статьи этого номера