Две беды Севастополя: власть и дороги

На фоне всей выборной эпопеи для Севастополя оставались и остаются более актуальными вопросы насущные: холод в помещениях, "парализованный" транспорт и, конечно, тарифы на услуги ЖКХ. За годы независимости проблему ЖКХ не решила ни одна "верхушка" власть имущих — ни на уровне государства, ни на уровне города.
Своими взглядами на проблемы нашего города и перспективы их решения в преддверии прихода новой власти поделился руководитель Всеукраинского гражданского блока "Новая Украина" в Севастополе Андрей Иванович ГРИГОРОВ. — Андрей Иванович, каковы, по вашему мнению, перспективы у Севастополя в ожидании решения насущных вопросов после очередной смены власти?<br>

— Знаете, я был пару недель назад в Киеве на координационном совете нашего блока. Первой моей мыслью при виде центра города была: &quot;Чем бы второй тур ни закончился, а Майдана точно не будет. По крайней мере в феврале&quot;. Что творится там на дорогах, на что похож Крещатик в ледяных глыбах! Фильм-катастрофа по голливудским мотивам: конец света и вечная мерзлота. А это столица, правительственный олимп. Вот и получается, что у власть имущих мысли: &quot;НАТО, ЕС, ВТО: быть или не быть?&quot;, а у народа: &quot;ЖКХ: жить или не жить?&quot;.<br>

Поэтому трудно сейчас с уверенностью сказать: &quot;Вот придет к власти этот кандидат — и будет в Севастополе тепло в квартирах и чисто на дорогах!&quot;.<br>

К примеру, 4 ноября прошлого года правительство утвердило программу модернизации теплоэнергетики до 2014 года. Объем финансирования — около 90 миллионов гривен. Из этой суммы 63,6 млн планируется с разбивкой по годам получить из местных бюджетов. По правде сказать, в объеме государственной реформы эти цифры просто комичны. Каким образом можно улучшить систему теплоэнергетики всей страны за эти деньги? <br>

Но вопрос даже не в этом. Родятся другие программы, с реальными цифрами — что толку? Севастополь — дотационный город. Каким образом наш местный бюджет сможет участвовать вообще в какой-либо программе модернизации? Все они, так или иначе, разрабатываются с участием местных ресурсов. Не говоря уже о том, что вероятность выделения и государственных средств зависит от многих факторов. В том числе и от улучшения общего экономического уровня страны. <br>

И еще вопрос: пойдут ли эти средства по назначению или осядут на личных счетах наших чиновников? Здесь начинается уже наша &quot;местная&quot; головная боль.<br>

— То есть перспективы у нашего города не вполне радужные?<br>

— На самом деле возможность решения проблем ЖКХ по силам и местным органам власти.<br>

Разговоры о плюсах передачи объектов коммунального хозяйства в частные руки идут уже давно. Но, как обычно, дальше них ничего не двигается. Поэтому радужность любых перспектив Севастополя прежде всего зависит от позиции местных властей. <br>

Например, депутаты горсовета Черкасс в начале этого года приняли решение о передаче в аренду коммунального предприятия &quot;Черкассытеплокоммунэнерго&quot;. Весной они на конкурсной основе продадут права аренды на 15 лет. Там очень толково составлен договор, четко прописаны обязанности арендатора. По-моему, за каждый день просрочки отопления штраф — около 70 тыс. гривен. А если перебои будут фиксироваться в течение 15 дней, город вообще имеет право разорвать договор в одностороннем порядке.<br>

— Насколько нам известно, передача &quot;Черкассытеплокоммунэнерго&quot; сейчас зависит не только от горсовета, но и от решения Европейского банка реконструкции и развития.<br>

— Да, в 2007 году ЕБРР подписал кредитный договор о выплате 11,2 млн евро на реконструкцию мощностей предприятия. По договору арендатор &quot;наследует&quot; обязанности перед банком. И, кстати, он должен будет не только рассчитываться по кредиту и обеспечивать город теплом, но и вложить свои средства в новое оборудование. <br>

Понятно, что результаты можно будет оценивать по факту состоявшегося события. Но на примере Черкасс мы видим: есть возможности решения проблем ЖКХ и на уровне города. В 2007 году был взят кредит на реконструкцию сетей, сейчас отрабатывается вариант с арендой. <br>

Но это не единственный пример. Мэрии Харькова и Луганска ведут активные переговоры с российскими и западными инвесторами о заключении таких договоров. И неважно, с этими инвесторами или с другими, — результат будет. Прежде всего потому, что местные власти там &quot;с царем в голове&quot;! Будут обновлены городские сети, поставлено новое оборудование, приход зимы перестанет быть концом света. <br>

А у нас в городе один вариант решения — поднимать тарифы! И бардак в результате: часть севастопольцев платит по старым, &quot;горсоветовским&quot; тарифам, часть — по &quot;свежеиспеченным&quot;. <br>

На сегодня уровень потери воды в городских сетях — более 40%; это бремя, которое ложится на плечи тех севастопольцев, которые еще не поставили себе водомеры. <br>

А &quot;Севастопольэнерго&quot; 1 февраля заявило об очередном повышении тарифов для предприятий, уже, кстати, второй раз за 2010 год. Для &quot;Севгорводоканала&quot; с его множественными станциями подкачки — это &quot;пунктик&quot;. Январское подорожание повысило ежемесячные выплаты предприятия на 90 тыс. грн, а по прогнозам на февраль — добавит еще 94,2 тыс. грн. Руководство предприятия встало перед выбором: рассчитываться за электроэнергию или выплачивать сотрудникам зарплату. Естественно, что дотаций на это не предусмотрено (возвращаясь к реальности государственных программ в севастопольском ЖКХ). Так что к тарифу в 6,40 грн за кубометр воды нам привыкать пока не стоит! <br>

Подытоживая, хочу еще раз обратить внимание: варианты решения острой проблематики ЖКХ есть. Существуют решения, которые по плечу городским властям. Вопрос: по плечу ли они именно нашему руководству? Но это уже зависит только от нас, севастопольцев. В мае — выборы в городской совет, у нас есть возможность сделать верный выбор и позволить решать проблемы города тем, кто действительно в состоянии это делать. А пока выходит, что у нас в Севастополе две основные беды: дороги и те, кто их не чистит!

Другие статьи этого номера