Вот уже несколько месяцев одним из самых актуальных для города вопросов является повышение тарифов. Оценку ему еще предстоит дать суду и определить, что же это — вынужденная мера и необходимость либо очередная попытка взвалить на плечи севастопольцев ответственность за неграмотный менеджмент коммунальщиков. Однако повышение вновь подняло и другой, не менее животрепещущий вопрос: качество тех самых услуг, которое в большинстве случаев не выдерживает критики и заставляет сомневаться в том, что при новых ценах хоть что-то изменится в лучшую сторону. Всерьез этим вопросом занялось и Севастопольское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины. В результате на два предприятия были наложены серьезные штрафы. Но обо всем по порядку. Слово — председателю Севастопольского отделения АМКУ Александру ЛИЕВУ:
— Александр Сергеевич, проясните, пожалуйста, ситуацию.<br>
— Речь идет о ситуации, разыгранной поставщиками некоторых коммунальных услуг: снабжение населения холодной, горячей водой и теплом. А именно — о приборах учета поставки этих услуг. Это очень актуальные темы, поскольку руководством города были подняты тарифы на эти самые услуги, и, сколько теперь придется ежемесячно нам платить, зависит именно от счетчиков. <br>
В связи с жалобами севастопольцев нам пришлось вплотную заняться вопросом приборов учета, глубоко изучить эту проблему, провести проверки на коммунальных предприятиях города. Повторюсь, что пристальное внимание с нашей стороны было обусловлено в первую очередь именно повышением тарифов. Мы понимали, что теперь любые недоразумения между коммунальными предприятиями и населением слишком больно скажутся на семейном бюджете последних. <br>
— И, похоже, без нарушений не обошлось?<br>
— В результате проверки мы выявили, что в тарифы не были заложены услуги по поверке счетчиков. В принципе, это не является серьезным нарушением. Но вот тот факт, что предприятие переложило эти расходы на плечи потребителей — это нарушение, причем весьма серьезное. <br>
В связи с этим 16 декабря прошлого года административной коллегией Севастопольского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины принято решение о признании бездеятельности КП "Севгорводоканал" СГС относительно выполнения в соответствии с действующим законодательством обязательств по контролю за сроками установленных межповерочных интервалов в случае окончания сроков использования квартирных средств учета воды, а также периодической поверки, обслуживания и ремонта счетчиков. <br>
Не брал на себя "Севгорводоканал" и затраты по демонтажу, транспортировке и монтажу водомеров. В лучшем случае потребителю сообщали, что подошло время плановой поверки счетчика. По сути, предприятие просто экономило свои деньги, но это лишь маленькая часть беды. <br>
Проблема заключается в том, что на этой самой коллегии представители "Севгорводоканала" под протокол, отвечая на мой вопрос, официально заявили, что предприятию выгодна просрочка поверки водомеров. Поскольку в этом случае потребитель будет платить не за реально потребленную воду, он также проспонсирует и утечки. Как заявили представители предприятия, эта сумма в несколько раз больше, чем за потребленную воду. То есть мы наблюдаем явную заинтересованность предприятия в неповерке водомеров и корыстный умысел.<br>
— Ситуация непростая. Ведь нарушитель — коммунальное предприятие…<br>
— В том-то и дело. В соответствии с законодательством Украины о защите экономической конкуренции на КП "Севгорводоканал" СГС Севастопольским отделением АМКУ наложен штраф в размере 17 тыс. гривен. Честно говоря, это решение было очень непростым для нас: штраф, который грозил коммунальному предприятию за такого рода нарушение, измерялся несколькими миллионами гривен. <br>
Но впереди была зима, и мы прекрасно понимали, что у "Севгорводоканала" нет таких средств, как и сверхприбылей, за счет которых можно было бы гасить штраф, и что в результате это бремя ляжет на городской бюджет, а значит — на севастопольцев, и мы изменили сумму. Это минимальный штраф, который можно было выписать за злоупотребление монопольным положением. Однако "Севгорводоканал" свою вину не признал и обратился в суд. Не было предпринято со стороны предприятия и никаких шагов по выполнению наших предписаний и исправлению ситуации.<br>
— Это же противозаконно.<br>
— Да. По закону, предприятия-монополисты обязаны выполнять все предписания и требования АМКУ. Но хочу вам сказать, что "Севгорводоканал" не остановился и на этом. В последнее время наше территориальное отделение буквально завалено жалобами на это предприятие. Ежедневно по нескольку обращений в письменном виде нам приносят севастопольцы, а на "Горячую телефонную линию" звонки поступают десятками. Причем все жалобы — от людей, социально незащищенных и пожилых. <br>
Так, например, жалоба от пенсионерки А.Е. Колесниковой. У нее частный дом, водомер установлен в люке во дворе. Регулярно к ней приходили контролеры, снимавшие показания водомера. В соответствии с ними женщина регулярно и в срок оплачивала услугу. В ходе очередной поверки пенсионерке заявляют, что счетчик якобы неисправен уже в течение полугода, и выписывают 860 гривен долга, исходя из того самого "среднепотолочного" потребления воды, в который вошли и утечки "Севгорводоканала". Поскольку пенсионерка пользуется льготами, к оплате ей предъявили 430 гривен. Но сами понимаете, что и эта сумма оказалась для женщины неподъемной. И поскольку бабуля не смогла оплатить счет, так как он почти равняется ее пенсии, "Севгорводоканал" не нашел ничего лучшего, как отключить ей воду. Теперь вы понимаете, что дело не только в злоупотреблении доминирующим положением со стороны "Севгорводоканала", но и в аморальном поведении. Вы поймите, что если бы эти свои утечки "Севгорводоканал" расписал на какие-нибудь крупные богатые предприятия, мы бы могли смотреть на это сквозь пальцы. Но они же решают свои проблемы за счет самых слабых и незащищенных — за счет наших стариков. С этим мы мириться не будем. <br>
— Вы говорили и о других коммунальных предприятиях…<br>
— Подобная ситуация сложилась и на другом предприятии — КП "Севтеплоэнерго" СГС, однако в этом случае все гораздо проще и оптимистичнее. Тепловики свои нарушения признали, обязались у себя на предприятии в кратчайшие сроки создать участок, который будет заниматься именно поверкой счетчиков. Им был назначен минимальный штраф, на который в связи с отопительным сезоном еще и была оформлена рассрочка. Кроме того, "Севтеплоэнерго" не расписывало ни на кого утечки.<br>
— И все-таки дайте алгоритм, разъясните, чего же в данной ситуации следует требовать от "Севгорводоканала".<br>
— Я хочу, чтобы севастопольцы запомнили: речь идет о периодической поверке уже установленных водомеров. Ее с этого момента, как того и требует закон, будет оплачивать коммунальное предприятие. Если вы устанавливаете новое средство учета холодной воды или самостоятельно (внепланово) хотите поверить свой счетчик, то вправе сами выбирать, у кого это сделать, но уже за свои средства. <br>
Знаете, это сравнимо с бесплатной и частной медициной. Необходимый перечень услуг вам будет предоставлен бесплатно, но если хотите дополнительных — это к частникам и за деньги. Кроме того, за свои же средства придется и устанавливать счетчик, если у вас его еще нет. <br>
Если же говорить в общем, я бы хотел призвать севастопольцев устанавливать приборы учета. Во-первых, они очень быстро окупают себя, во-вторых, так мы все вместе заставим "Севгорводоканал" не идти по пути наименьшего сопротивления, раскидывая утечки между потребителями, а искать пути развития. А они есть: будь то гранты или привлечение частного капитала, но, согласитесь, из этого порочного круга давно пора выходить.<br>
— Спасибо за беседу.<br>
Записала Анна МОСКАЛЕНКО.<br>
________<br>
ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ:<br>
В соответствии с правилами оказания услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению у потребителя есть право по желанию, в случае возникновения у него сомнений относительно правильности показаний средств учета, в установленном порядке провести внеочередную поверку за собственные средства и проинформировать о результатах предприятие.<br>
* * *<br>
Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) отмеченных средств измерительной техники производятся за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению.