Игорь ШИПИЛИН: Завтра уже весна

За плечами известного севастопольского художника Игоря Шипилина.знаменитая питерская Репинка и московский полиграф . Живет Игорь Николаевич в Севастополе, работает в области графического дизайна и станковой живописи. Возглавлял Севастопольское отделение НСХУ. Автор многочисленных самостоятельных выставочных проектов. На его последней выставке Хорошо забытое старое , экспонирующейся в выставочном зале Русский музей: виртуальный филиал Севастопольского отделения СГСЭУ, представлены его ранние и очень ранние работы. Наша встреча с художником состоялась в его мастерской в Севастопольском отделении НСХУ на улице Репина, где Игорь угощал нас кофе, пел песни собственного и разного сочинения и рассказывал о себе и о творчестве.
Москва.город грозный

Все произошло много лет назад благодаря московскому художнику Юре Гулитову. Я собирался ехать в отпуск, а он мне говорит: Ты, конечно, можешь ехать отдыхать. Но если хочешь работать с нами в одной команде, поезжай учиться . Я почесал репу и поехал в Москву.поступать в полиграфический институт. После учебы хотел остаться в Москве, но то была середина 90-х годов, смутное время. А я уже и с работой почти договорился в одной московской фирме. В Севастополе у меня тогда был собственный житейский кризис, а тут еще и дефолт случился. Я и подумал: чего я поеду в Москву? Там наверняка уже всех своих уволили. А здесь у меня дом, семья. Работать можно и здесь, а картины вывозить куда угодно. В общем, расхотелось мне ехать в Москву.<br>

Не жалею. Возможно, с деньгами там было бы лучше… Кто знает… А может быть, потерялся бы там, в Москве. Москва.город грозный. Помню, именно так назывался плакат одного моего друга-художника на выставке Москва.плакат .<br>

Волнения

Что волнует сегодня? Весна волнует. Скоро уже. Я даже время на часах не переводил. Вот думаю: а если бы перевел? Вдруг весна могла бы задержаться. Я чувствую большую ответственность на себе за весну. Чтобы она пришла вовремя, часы лучше не переводить. Кто-то же должен противостоять холодам. Вот придет весна, на биостанцию поедем, на пленэр. А с биостанции еще куда-нибудь. В места, где еще не был. После Пасхи самое цветение начнется. Там есть домик, и в межсезонье в нем можно остановиться за очень умеренные деньги. Прямо у моря. Там баркасы стоят. Мне нравится их писать.<br>

Летом в Хорватию собираюсь. Это уже совсем по-серьезному. Уже и с датой определился. Я вообще путешествовать люблю. Крым.это одно, а в других местах все совсем по-другому: свежий взгляд, опять же новые впечатления. Здесь, бывает, долго ходишь, выбираешь, что написать. А смотришь, приезжает художник, который в Крыму никогда не был, и то, и это пишет, и всем вокруг восторгается. Вот так же и я, когда куда-нибудь приезжаю.<br>

О муках творчества

Пою под гитару я, конечно, на любительском уровне. Недавно диск с новыми песнями в Москве записал. Правда, похвастать записью пока не могу, она еще не сведена. Пою в основном свои песни, но иногда пишу музыку на стихи других поэтов, своих песен в репертуаре не хватает. А мне надоедает одно и то же петь. Как все началось? В восьмидесятые это было модно. Был в Севастополе клуб авторской песни. Серега Шишкин меня туда позвал. Потом в городских фестивалях стал участвовать… Сейчас как-то все изменилось: и формы другие, и характер всего вокруг. Наступило другое время и для живописи, и для всего, что касается искусства. <br>

А тогда поэты и музыканты собирались на кухне, и это было такое конкретное творчество. Никто не думал о заработке. А сейчас многие исполнители забыли, что они вообще-то физики, лирики или авиаторы, и позиционируют себя как композиторы. У кого-то это хорошо получается, а у кого-то.как плохой кабак. Правда, иногда и у профессионалов кабак получается. Становится обидно за них: учился-то зачем? Вот и с художниками такое творится. Раньше это было высокое искусство. Даже в существовании худсоветов было рациональное зерно.в отборе лучшего. А сейчас… Не хочется даже говорить, до чего оскотинился человек. Время такое.капитализм. Хотя настоящие художники, которые продолжают делать искусство , остались. <br>

Модный я художник или не модный? Я не знаю. Не задумывался. Конечно, хочется быть востребованным, продаваемым , жить ведь на что-то надо. Но при этом душой не покривить и остаться самим собой. Каждому хочется надеяться, что это у него получается. И каждый рассуждает о творчестве. Правда, некоторые обижаются, когда им говорят: Ты же свободный художник.что же ты делаешь? <br>

Момент истины

Когда лучше работается? Иногда вечером нападает работун . А на пленэре.обычно с утра, пока солнце. Весь световой день стараюсь писать. Бывает, что один и тот же вид видел и писал множество раз, но тут вдруг особо разворачивается солнце.и совершенно необычно ложатся тени. И ты понимаешь: вот он.момент истины!<br>

Когда я продаю свои картины или отдаю на выставку, мне интересно увидеть их через некоторое время, узнать, какое они получили оформление и как все это смотрится в зале. Это, как если бы дети уехали, а потом вернулись, повзрослевшие, хорошо одетые, успешные: вроде мои, а вроде бы и нет.<br>

О детях

Детей у меня трое: дочь и двое сыновей. Рисуют ли они? Рисуют, как все дети. Храню рисунок дочери. Однажды, провожая меня на работу, она протянула мне сложенный листочек и говорит: Папа, на! Это тебе . Разворачиваю, а там длинногривая лошадь… Я потом на обороте сделал надпись: Ксюша. Дала рисунок, когда ей было почти шесть лет, со словами: Папа, возьми рисунок. Когда тебе будет грустно, достанешь его и посмотришь . Теперь эта картинка у меня в мастерской висит. Надо бы ее оформить в хорошую рамочку.<br>

Младший сын ходит в художественную школу, но будет ли он художником, не знаю. На мои вопросы об успехах отвечает: Папа, лучше быть хорошим энтомологом, чем плохим художником . А вот у старшего отличные художественные задатки. Мне очень жаль, что он не стал учиться дальше, хотя окончил художественный лицей. Вот он бы меня догнал и перегнал… <br>

О котах

Кота зовут Шустрик. Он проживает в моей мастерской. Спать любит в скрипучем плетеном кресле, некогда стоявшем на даче самого генерала Юмашева. Этому коту давали много разных кличек. Может, его Юмашевым назвать? <br>

Есть ли у меня портрет кота? Нет, хотя сейчас это модная тема… Я Шустрика пока позировать не заставлял. А вот пейзаж с грустной киской, сидящей у моря, у меня есть.<br>

Сны и мечты

Однажды мне приснилось, что я стою на Феоленте и пишу пейзаж, а внизу такой мощный шторм! И все это.под музыку Прокофьева. Проснулся и написал картину под названием Симфония великой державы . Тогда у меня появилась целая серия работ о великой державе. Под этим названием подразумевались мой собственный мирок, мое детство, а вовсе не какая-то великая страна. Это был период, когда я развелся со своей первой женой. Я тогда переживал большие перемены, жизнь менялась, и мне очень часто снились штормы. Однажды даже демон приснился, и я его нарисовал. Врубелем тогда увлекался. Но после почему-то порвал. Я бы хотел жить в маленьком доме у моря. Чтобы лодка была. Это мечта у меня с детства. Каждый художник, наверное, всю жизнь пишет свою мечту. У меня была работа, которая так и называлась. Мечта . Писал я ее в Балаклаве. Теперь она висит у моего друга в Москве.<br>

О таланте

Я.человек верующий. Человеку без веры нельзя. Ну как он может без веры творить? Если человек будет приписывать себе все свои таланты, что с ним будет? Сколько угодно случаев, когда у хорошего художника есть все: и помощь союза, и огромная мастерская, а начал вдруг пить, забросил живопись.и пропал. И человек, и талант. <br>

Откуда талант? От Бога. Задача человека.не зарывать его в землю, а работать, чтобы не потерять. Иначе как дано будет, так и отнимется.<br>

Другие статьи этого номера