Кому в севастопольских бухтах жить хорошо?

Экологическая ситуация в севастопольских бухтах уже очень давно, мягко говоря, далека от идеальной. Совсем свежий пример.огромное пятно мазутной пленки, разлившееся на всю Артбухту, о чем свидетельствует масса фотографий неприглядного явления, размещенных в сети Интернет. Сегодня экотема стала притчей во языце. Постоянные дебаты вокруг экологических проблем Севастополя превратились в болтологию и объект спекуляций, а тем временем в воде умирает все живое, и рыбаки, некогда занимавшие очереди у пристани для ловли рыбы, становятся редкостью. Кто виноват и что делать? .это сегодня основной экологический тезис для всех севастопольцев.

Город затонувших кораблей

Что такое Севастополь? Первое, что приходит на ум почти каждому побывавшему в этом городе человеку,.это красивый военно-морской порт. И даже сегодня, когда белокаменный уже давно избавился от статуса закрытый и вроде бы уже определился с промышленно-туристическим вектором дальнейшего движения, военная атрибутика все еще присутствует на каждом квадратном сантиметре территории города по всему его периметру, включая и морскую акваторию. В севастопольских бухтах тонули корабли с времен античности до наших дней. Подводные археологи стремятся в Крым, чтобы соприкоснуться с историей и на глубине 15 метров увидеть воочию ее фрагменты истории. <br>

В этом году археологами Украины был создан подводный музей затонувших кораблей и самолетов в Балаклаве. Ихтиологи тоже находят в подводных останках определенный интерес: по их мнению, это многоквартирный дом , где селятся морские обитатели. Но, тем не менее, вся эта подводная красота не так прекрасна, как кажется на первый взгляд. Особенностью Севастопольской бухты является наличие северного и южного входных молов, ограничивающих в бухте водообмен. Великая Отечественная война оставила в наследство на дне много взрывоопасных объектов, а былое массивное базирование Военно-Морского Флота СССР. огромные скопления нефтесодержащих илов и прочих загрязняющих факторов, законсервированных иловыми отложениями. <br>

Впрочем, засорение продолжается и в данную минуту. Так что жить в нефтесодержащем доме с калийными взвесями морской житель никогда не будет. Знатоки и специалисты приводят ряд причин, по которым следует поэтапно производить подчистку дна севастопольских бухт для перспективного развития города-порта, но не особо акцентируют внимание на другом и, наверное, главном следствии подчистки.эффективном обновлении экосистемы. Ведь в противном случае мы получаем гнилое море.как сейчас.<br> Айсберги в бухте

По данным компании КРым-Марина-Сервис , которая комплексно занимается подводно-техническими, морскими гидротехническими, гидрографическими работами, только лишь в Севастопольской бухте по судовому ходу было выявлено порядка 10 крупных подводных объектов (включая брошенные суда), не считая различных обломков и просто мусора. По мнению специалистов, эти показатели.лишь верхушка айсберга. Точные данные эксперты назвать затрудняются, поскольку многие корабли своим основанием уже наполовину вросли в ил, некоторые заилены частично, а их обломки превышают десятки на одном квадратном метре. Более того, дно Севастопольской бухты усеяно еще и остатками невинной, казалось бы, забавы.болванками реактивных бомб, которыми принято потешать зрителей на День флота. Можно только догадываться, сколько их вылетело из пусковых установок и легло на дно морское! А сколько уже закопано в грунт? <br>

Если подняться на метр выше, то верхний слой всех иловых отложений состоит прежде всего из фекалий, которые сбрасываются с кораблей, и сточных вод. Неочищенные канализационные стоки присутствуют в каждой бухте Севастополя. Лишь на Северной стороне (в Севастопольской бухте) их примерно три-четыре. Прибавим к ним военные корабли, на которых каждый день служат порядка 12 тысяч военных и которые до сих пор, за редким исключением, не выполняют требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ.73/78). Корабли не имеют замкнутых систем сбора фекальных вод для последующей сдачи их на береговые сооружения, как это предусмотрено на гражданских судах. <br>

Плюс ко всему в море попадает вся грязь, которая смывается с верхней части ландшафта из ливневой канализации, а это.пылевые выбросы и осадки выхлопных автомобильных газов, и все это является некой плавучей взвесью, которая болтается как раз в той части глубин, где предположительно должны жить микроорганизмы. <br>

Впрочем, призраки боевых действий .это не единственная причина тяжелого экологического состояния морской акватории города-героя. В Севастопольской бухте сегодня превышены предельно допустимые концентрации нефтепродуктов, фенола, солей тяжелых металлов, легкоокисляемых продуктов, аммонийного и нитрийного азота, хлоридов. Более того, тот пресловутый сероводород (который морскими археологами так воспевается как консерватор , способный сохранить затонувшие корабли в первозданном виде) с каждым годом поднимается все выше к уровню моря, уничтожая на своем пути все живое.<br>

Суда ржавеют в море, загрязняя воду продуктами распада и коррозии. Лишь незначительное количество затонувших объектов было поднято на поверхность, остальные продолжают лежать на дне экологическими бомбами, сетует академик НАНУ, лауреат Государственной премии Украины 2009 года, доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института биологии южных морей Олег Миронов.<br>

По данным ИнБЮМа, который ежегодно проводит мониторинг состояния Севастопольской бухты, сегодня здесь концентрация железа значительно превышает максимально допустимый уровень.<br>

Напомню, продолжает ученый,.что, по нашим данным, в грунтах севастопольских бухт находится около 20 тыс. тонн нефтяных углеводородов. Этим в свое время (2001 г.) заинтересовались некоторые фирмы из Австралии и Голландии (они готовы были извлекать нефть из донных осадков), однако нестабильная обстановка не позволила реализовать эти планы.<br>

Последствия….

Накапливаясь годами, весь этот мусор создает серьезную экологическую проблему и для бухты, и для многотысячного города. Влияние затонувших объектов.самое прямое. Вспомним случаи, когда в Казачьей бухте, расположенной в 12 километрах от центральной части Севастополя, происходил ряд необычных явлений: массовые заморы рыбы, частые выбросы на берег дельфинов. Причина этого, похоже, выяснилась несколько лет назад, когда открылись неопубликованные мемуары участника обороны Севастополя капитана 1 ранга в отставке Николая Титовича Рыбалко. В годы Великой Отечественной войны он был флагманским химиком Черноморского флота. Так вот, в воспоминаниях, в частности, отмечен ранее неизвестный факт истории Великой Отечественной войны. Оказывается, в конце октября 1941 года, когда войска 11-й немецкой армии осадили Севастополь, в нем как в главной базе Черноморского флота хранилось значительное количество химических боеприпасов (главным образом, в виде бомб и контейнеров с ипритом и люизитом) военно-воздушных сил Черноморского флота. Это не прошло даром: именно эти залежи и вызвали после войны, как считает Н.Т. Рыбалко, массовую гибель дельфинов и заморы рыбы.<br>

Здесь рыбы нет!

Общественные экологи Севастополя часто поднимают тему народнохозяйственного значения Севастопольской бухты. Как известно, с советских времен и поныне все акватории Черного и Азовского морей отнесены к первой группе водопользования. То есть любая прибрежная зона теоретически является ценной в рыбохозяйственном отношении. Другое дело.является ли таковой фактически?<br>

Петренко Олег Анатольевич, заведующий лабораторией охраны морских экосистем Южного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ЮгНИРО, г. Керчь), профессионально занимающийся вопросами экологии, отмечает, что особой ценности в этом отношении Севастопольская бухта, к сожалению, сейчас не представляет. При этом его удивляет позиция общественников, считающих, что ЮгНИРО якобы занижает показатели концентрации в бухте загрязняющих веществ.тяжелых металлов и нефтепродуктов. Это, мягко говоря, неправда. Мы ничего не занижаем, а говорим прямо: 24 ПДК (предельно допустимых концентраций..Ред.) по нефтепродуктам в Севастопольской бухте четко зафиксировано ,.отмечает ученый. И далее: Если хотите мое мнение, то перспектива использования Севастопольской бухты в рыбохозяйственном отношении сомнительна. Вода сильно загрязнена, большой слой придонных осадков. А кефаль, например, питается детритом, который образуется на поверхности придонных осадков. Употреблять рыбу, загрязненную нефтепродуктами и тяжелыми металлами, я бы никому не советовал . Это мнение специалиста, которое заставляет серьезно задуматься…<br>

Кто виноват и что делать?

Виноваты человек и его деятельность. А что делать.известно: заняться уборкой! И делать это нужно безотлагательно,.утверждает О. Миронов.. Поскольку засоренность севастопольских бухт, помимо негативного влияния на морскую биоту, может быть препятствием для проведения гидротехнических работ и нормального судоходства. Совсем недавно в процессе реконструкции причала ЗАО СК Авлита были взяты пробы грунта в районе резки. Грунт оказался смесью ила и тяжелых нефтепродуктов. Это не стало новостью для ученых: такую смесь мы поднимаем со дна моря при каждом взятии пробы. А это все.результаты разложения того мусора, который веками покоится на дне бухты. И мы опять возвращаемся к проблеме очистки бухт, в частности снятия верхнего загрязненного слоя донных осадков, но на это нужны немалые средства . <br>

Ученый посетовал, что еще в 2002 году ИнБЮМ принимал участие в разработке комплексной программы промышленного развития и экологической безопасности Севастополя на период до 2015 г. Там присутствовал большой раздел по улучшению экологии морской среды. Запланированы немалые деньги. Прошли годы, но до сегодняшнего дня институт не получил ни копейки для реализации своего раздела программы. <br>

Безусловно, идея добычи нефти из грунта севастопольских бухт кажется утопической (конечно, на фоне нашего перманентного безденежья и отсутствия технологий, в отличие от тех же инновационных австралийцев или голландцев), а вот произвести подчистку там, где это необходимо,.вполне реально.<br>

Есть шансы для новой жизни

Однако своего практического применения эта проблема еще не находит,.продолжает биолог..Единственной платформой, где можно было наблюдать за восстановлением донных живых сообществ на очищенном участке, стало ЗАО СК Авлита , которое в октябре 2007 года, а также в 2009 году провело ремонтное черпание в Доковой бухте, в районе Северного дока.<br>

После того как предприятие сделало выемку толстого слоя загрязненного грунта, спустя время был проведен мониторинг состояния морской экосистемы у причала 20. Как сказано в заключении научной организации Морской природоохранный центр , по сравнению с июлем 2007 года в 2009 г. в водной среде средняя концентрация меди снизилась в 1,2 раза, свинца.в 1,8 раза, кадмия.в 5 раз. В среднем концентрация нефтепродуктов по сравнению с 2007 годом снизилось в 2,2 раза за счет уменьшения содержания углеводородной фракции. Сравнительный анализ показал, что в 2009 году вода стала относительно чистой. Гидробиологические исследования зафиксировали высокий уровень развития альгоценоза. Уровень кормового зоопланктона был значительно выше тех лет, в которые не производилась подчистка дна. Их средняя численность оказалась больше в 7,3 раза, а средняя биомасса.в 4,5 раза. В осенний период 2009 г. было обнаружено 18 видов бентосных организмов, а уровень развития донного сообщества оказался достаточно высоким. Все это говорит о том, что даже минимальная подчистка отдельных участков уже способна дать шанс зарождения новой жизни, резюмирует академик Института биологии южных морей Олег Миронов.<br>

Реалии

На сегодняшний день о планах и необходимости подчистки дна наших бухт заявляет лишь одно предприятие.ЗАО СК Авлита . В предложениях . подчистка подходного канала от фарватера инкерманского створа маяков, подлежащего ремонтному черпанию на расстоянии 5270 метров. Из них 2270 метров от входных молов в сторону моря и 3000 метров.внутри бухты. Планируется убрать все засоренные взвеси и лишний мусор, а главное.опасные предметы: камни, фрагменты металлического борта, конструкции, цепи, орудийные ядра, бомбы.все, что представляет опасность для судоходства как гражданских судов, так и военных кораблей. Такой проект был бы весьма полезен как с экономической, так и с экологической точки зрения. Но реализация этих планов возможна только в случае доброй воли Севастопольского морского торгового порта, который на сегодняшний день, согласно постановлению Кабинета министров Украины 1581, является по сути хозяином акватории всех севастопольских бухт (кроме тех, конечно, которые переданы в пользование Черноморскому флоту России и Военно-Морским Силам Украины). И только Севморпорт имеет право производить и давать согласие на подобные работы. <br>

Специалисты Авлиты , да и все портовые предприятия, которые изъявляют желание произвести подчистку акватории вблизи своего объекта, могут лишь высказать предложения по реализации данной работы и технологиям ее проведения. При этом, по мнению специалистов компаний, той же Авлиты , было бы рациональнее использовать не землечерпающие устройства, а землесосущие. Иначе эта работа не имеет смысла, т.к. все взвеси будут выливаться из черпалок. А землесос закачивает это все в себя, не мутит воду и не создает опасности для морских жителей. Какой способ изберет Севморпорт, никто не знает. <br>

Будет ли Севморпорт за свои деньги сам заниматься очисткой бухты.большой вопрос. На сегодняшний день найти в государственной казне порядка 200-250 млн у.е (а именно столько нужно вложить средств в подчистку бухт вокруг Севастополя) не удастся. Таких денег в бюджете не запланировано, и вся надежда только на деньги крупных инвесторов. Как, например, это делается в некоторых украинских портах, которые системно производят работы по углублению и очистке подходных каналов.<br>

С чего навар ?

Элементарный расчет таков. Тонна груза, доставленная в город по морю, оседает в местном бюджете доходом в размере порядка 1,5 доллара. А если заходит судно водоизмещением в 100 тысяч тонн?! Умножьте на единицу. Получается 150 тысяч долларов за один судозаход. Величина же урона, наносимого биологическим ресурсам бухты, минимальна, тем более что вся биомасса восстанавливается, причем, как показала практика, в двойном размере уже в течение нескольких месяцев. Именно это является самым важным моментом для экологии моря: не губить, а постепенно, шаг за шагом, очищать. В этом году это может быть ремонтное черпание, как это делают, к примеру, Авлита , порт Южный . В следующем году.подчистка, после.установка мидийных коллекторов по очистке воды. Потихоньку следует прекращать сбрасывать в море сточные воды. Даже самая малая проведенная сегодня работа по удалению со дна (буть то ржавый металл или какие-то нефтеостатки, полиэтиленовые отходы).означает, что уже завтра там будет место под солнцем для жизни морских микроорганизмов. Которые там обязательно появятся, ведь море, Черное море, станет чище.<br>

Другие статьи этого номера