В снежные дни зимы-2010 на дороги Севастополя было высыпано около тысячи тонн посыпочного материала. Каждые 15-20 минут заснеженных ночей из ворот КП "ДЭУ" для расчистки дорог города выходила очередная заполненная отсевом щебня с солью машина. А утром спешащие на работу горожане вновь "честили" работников коммунального хозяйства за заторы и аварийные ситуации на заледенелых транспортных магистралях. Почему тяжелый труд автодорожников чаще оставался незамеченным и что нужно изменить в создающейся из года в год ситуации, "Славе Севастополя" рассказывает главный инженер дорожно-эксплуатационного управления Владимир Олефиренко:
— За последние пять-семь лет эта зима была особо выдающейся. Она имела ярко выраженную температуру с большими морозами, снегопадами, причем неожиданными. Но каждый раз в период выпадения осадков мы организовывали круглосуточные дежурства. Люди выходили, посыпочный материал был, техника работала. Все делалось. Но есть погода, и против нее не всегда "попрешь".<br>
Если снег выпадает в 12 часов ночи, то до пяти-шести утра мы успеваем город посыпать, обработать, прочистить. Но как это было в первых числах февраля: он в 12 ночи выпал, у нас к полвосьмого все было готово, и вдруг опять повалил снег, и все засыпало. Остановить идущий по дорогам транспорт мы уже не можем, полосы движения заняты. Так и случалось, что стояли троллейбусы на ул. Адмирала Октябрьского, в Стрелецкой балке. <br>
Но, как правило, когда случался затор и мы приезжали, то видели или "Жигули" с "лысыми" колесами, или иномарки с летней резиной, которые не имели права по такой погоде выезжать. Да и троллейбусы в большинстве своем тоже "лысые". <br>
— Как в сложных погодных условиях выбирается первоочередность маршрутов для расчистки?<br>
— Задача нашего предприятия — дать возможность ходить, а не нестись, общественному транспорту. В 4 часа утра троллейбусники объезжают дороги, докладывают нашим дежурным, где проехать невозможно. Посылаем машины к троллейбусным депо, и перед первым троллейбусом "ползет" ночью еще и наша машина с подсыпкой. Всю ночь нас оповещает ГАИ. Куда, сколько и когда (по минутам) посылается наш транспорт, ведется запись в журнале. Бывает, "скорая помощь" звонит: больной там-то, не можем доехать. Мы, конечно, прерывает подсыпку по маршруту и поворачиваем к нужному дому, потому что осознавать, что где-то может умереть человек из-за непроходимости дорог, — это очень тяжело. <br>
Обеспечив движение по магистралям к центру, мы едем в Балаклаву. На Северную добираемся на пароме, уже часов в 10-11 (если есть паром!). А для того, чтобы "закрыть" город — отправить машины одновременно во все концы, — по расчетам, нам нужно иметь хотя бы 15 единиц техники, не меньше!<br>
— А каким количеством техники располагает предприятие?<br>
— У нас всего семь единиц техники, в работе все семь единиц непрерывно. Каждый день совершалось примерно 50-60 выездов для подсыпки. Но, если в Камышовую по хорошей погоде вы едете 30 минут, то в скользкую, да еще в колонне ползущих машин, чтобы привезти туда 4 тонны материала, получаем огромную потерю времени, и ускорить процесс мы не можем! <br>
Все ночи работали. Каждые 15-20 минут со двора выходила машина, но город, в котором 340 километров автодорог, нашей техникой охватить невозможно. Например, у нас пять единиц комбинированных дорожных машин. "Старшая" — 1976 года выпуска, "младшая" — 1991-го. У них стопроцентный износ! А что такое стопроцентный износ техники? Завтра что-то случается, и вы не имеете права их выпускать на линию. Все. Город встал. Арендовать в трудные погодные условия другие машины нам тоже негде, их никто не держит. Выход один — Севастополю нужно закупать новые машины.<br>
— Но закупать дорогостоящую технику для города, в котором снежная зима три дня в году, не слишком ли большая роскошь? <br>
— Пришло время ознакомиться с тем, как эта проблема решается во всем мире. Нужны модели, в которых снимается верхушка — посыпочный механизм. Конечно, нерентабельно использовать технику в течение одной недели в году. Но в современных машинах в кузов КамАЗа ровно за 40 минут вставляется на защелках посыпочный механизм. Зимой — посыпаем, остальное время — возим асфальт. В прошлом году такая техника стоила полтора миллиона гривен. <br>
А я на прошлой неделе замерял поток транспорта по улице Пожарова. В час проходит три тысячи единиц техники — это непрерывно идущий поток. При таком количестве машин мы не можем посыпать, не вклиниваясь в колонну. Кроме того, наша машина "расстреливает" посыпным материалом автомобили. В городе, в котором так стремительно растет количество автомобильного транспорта, пора задуматься о закупке современной техники для дорог. <br>
— Зима закончилась… Можно передохнуть? <br>
— В марте вновь обещают снег! Сейчас завозим 300 тонн посыпочного материала, мы не можем не иметь запасов. Это — мытый отсев, т.к. немытый, с глиной, кидать на дорогу нельзя. Отсев перемешиваем с солью. Кстати, соль возим из Сак, она розового цвета. Можно ванны принимать!<br>
На 1 декабря 2009 года на базе ДЭУ находилась тысяча тонн посыпочного материала (отсев, перемешанный с солью). При заснеженной погоде вся тысяча была израсходована. В 2010 году было докуплено 280 тонн отсева и 30 тонн соли. На 23 февраля остаток на базе составлял 100 тонн смеси. Сейчас оплачено и завозится еще 320 тонн отсева и 30 тонн соли.<br>
За сутки (с 8.00 4 февраля до 8.00 5 февраля) работниками КП "ДЭУ" было использовано 150 тонн противогололедного посыпочного материала, осуществлено 50 машино-выездов. Все мероприятия зафиксированы в журнале дежурств. <br>