РАДИУС ДЕЙСТВИЯ<br>
Одним из важнейших конституционных прав человека и гражданина, закрепленных в статье 40 Конституции Украины, является возможность любого гражданина обратиться в государственные органы, в том числе и в прокуратуру, за помощью в восстановлении нарушенных прав и защите его интересов. Это право не только провозглашается, но и гарантируется действующим законодательством Украины, поскольку государственные органы и органы местного самоуправления, служебные и должностные лица обязаны рассмотреть такое обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок.<br>
Вопросы практической реализации этого права регулируются законом Украины "Об обращениях граждан" от 02.10.1996 года, указом президента Украины 109/2008 "О первоочередных мерах по обеспечению реализации и гарантированию конституционного права на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления", приказом генерального прокурора Украины 9 гн от 28.12.2005 года "Об организации работы по рассмотрению и разрешению обращений и личного приема в органах прокуратуры Украины", "Инструкцией по делопроизводству по обращениям граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в средствах массовой информации", утвержденной постановлением Кабинета министров Украины 348 от 14.04.1997 года и другими нормативными и ведомственными документами.<br>
Закон Украины "Об обращениях граждан" при грамотном использовании его положений может быть надежным и эффективным средством в реализации и защите гражданами своих прав. Однако, согласно ст. 12 этого закона, его действие не распространяется на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный трудовым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством и законодательством о защите экономической конкуренции. Необходимо также учесть, что согласно ст. 16 этого закона, в судебном порядке разрешаются жалобы на решения общих собраний членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, юридических лиц, созданных на основе коллективной собственности (кооперативы, садовые товарищества), а также на решения высших государственных органов. <br>
ВАЖНО ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА<br>
Работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры, и руководством прокуратуры города Севастополя этому вопросу постоянно уделяется серьезное внимание. <br>
Обращения граждан для нас — это, с одной стороны, индикатор благополучия жизни людей, показатель состояния здоровья общества; с другой — это возможность постоянно поддерживать непрерывную связь органов прокуратуры с населением. <br>
Сложность социально-экономического положения в стране, недостаточность экономических гарантий (спад производства, наличие безработицы, рост цен, существующая практика выплаты заработной платы "в конвертах", низкий уровень жизни населения) вынуждают многих людей соглашаться на выполнение любой работы и на любых условиях (в том числе и нарушающих их трудовые права), что впоследствии влечет за собой значительное поступление жалоб и заявлений в правоохранительные органы. <br>
С другой стороны, несовершенство законодательства, наличие в нем "дыр" и "белых пятен", а также желание отдельных предпринимателей любой ценой получить максимальную прибыль провоцируют их на нарушение закона, ущемление прав граждан, совершение правонарушений и даже преступлений. <br>
Немаловажными отрицательными факторами, влекущими за собой рост числа жалоб в органы прокуратуры, являются ненадлежащее реагирование отдельных должностных лиц различного уровня на обращения граждан, волокита при расследовании уголовных дел, длительность рассмотрения их в судах, а также недостаточная правовая осведомленность значительных слоев населения. Всё это вынуждает граждан обращаться в прокуратуру "как в последнюю инстанцию" зачастую и по вопросам, разрешение которых не отнесено к её компетенции.<br>
Так, в 2009 году в органы прокуратуры Севастополя поступило более 9 тысяч писем, заявлений и жалоб граждан. В связи с тем, что разрешение поставленных во многих письмах вопросов не отнесено к компетенции прокуратуры, почти треть из них была направлена в иные ведомства для непосредственного рассмотрения. В то же время работниками органов прокуратуры в истекшем году было разрешено около 6,5 тыс. обращений, принято более 2 тысяч человек, почти треть из которых лично приняли прокуроры города и районов.<br>
Прокурором города и его заместителями практикуется ведение личного приема граждан не только согласно графику приема в кабинете прокуратуры города, но и с выездом в районные прокуратуры, в сельские и поселковые советы, в общественные организации. О таком приеме жители города заблаговременно узнают через местные средства массовой информации. В прошлом году, например, только прокурором Севастополя В.П. Дерезой лично было принято 115 человек, половину из которых он принял в районных прокуратурах и в Севастопольском городском Доме ветеранов.<br>
Несмотря на значительное число обращений граждан в органы прокуратуры, по каждому из них, если рассмотрение данного обращения относится к компетенции прокуратуры, квалифицированными работниками проводится всестороннее, тщательное разбирательство, принимается основанное на законе решение, о котором в установленные законом сроки сообщается автору.<br>
Необходимо обратить внимание на тот факт, что рассмотрение поданной жалобы или заявления начинается, как правило, в первичном звене — районной прокуратуре. Именно поэтому, если жалоба впервые поступила в прокуратуру города, она направляется для непосредственного рассмотрения и разрешения в районную, транспортную или межрайонную природоохранную прокуратуру. Если принятые меры окажутся недостаточными или ответ прокурора не в полной мере будет устраивать заявителя, то необходимо письменно обратиться к вышестоящему прокурору города с приложением копий ранее поданного районному прокурору обращения, его ответа, а также с изложением причин своего несогласия и дополнительных ваших предложений. <br>
О результатах рассмотрения обращения заявитель информируется, как правило, руководителем структурного подразделения или заместителем прокурора. Ответ заявителю на поступившее на личном приеме руководителя прокуратуры обращение даётся за подписью принявшего гражданина прокурора. <br>
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА<br>
В истекшем году каждое третье обращение, поступившее в органы прокуратуры города, направлялось для непосредственного рассмотрения в иные ведомства. Подобное положение было и в предыдущие годы. В чем же дело? Почему столь значительное количество жалоб не рассматривается в прокуратуре, а пересылается в иные ведомства?<br>
Дело в том, что рассмотрение далеко не всех вопросов, изложенных в поступающих в прокуратуру жалобах граждан, отнесено к компетенции прокуратуры. Ведь если у человека болит нога, он не идет на приём к офтальмологу, хотя понятно, что нужно обращаться к врачу. А вот какой врач поможет в данной ситуации, это уже зависит от его специализации. Подобная картина и в данном случае. Прокуратура действительно является правоохранительным органом, но она наделена определенными, строго ограниченными специфическими функциями, в рамках которых и обязана работать.<br>
В соответствии со ст. 121 Конституции Украины прокуратура Украины является единой системой, на которую возлагаются:<br>
— поддержание государственного обвинения в суде;<br>
— представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом (например, если гражданин по состоянию здоровья или иным уважительным причинам не может защитить свои права);<br>
— надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;<br>
— надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан;<br>
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.<br>
Исходя из этого прокуратура не вправе разрешать какие-либо споры, как это делают суды; она не дает юридических консультаций, что входит в обязанность адвоката и юрисконсульта. Тем более прокуратура не вправе вмешиваться в судебную деятельность и не осуществляет надзор за деятельностью судов.<br>
Прокурор принимает участие в судебном процессе в качестве государственного обвинителя, но при этом не вправе повлиять на окончательное решение суда или судьи, а лишь способствует выяснению фактических обстоятельств дела и принятию основанного на законе судебного решения. В отдельных случаях прокурор может выступать в качестве защитника интересов граждан или государства (если речь идёт, например, о защите интересов гражданина, который не может защитить себя в силу своего физического состояния или материального положения). Если слушаются вопросы о лишении родительских прав, прокурор обязан выступить в судебном заседании в качестве защитника законных прав и интересов ребёнка. <br>
Прокуратура может представлять интересы предприятий, если это связано с защитой государственных интересов. Однако и в этих случаях до вынесения судом окончательного решения и вступления его в законную силу прокурор не вправе влиять на судей, поскольку они независимы и подчиняются только закону.<br>
Вместе с тем, если вступившее в законную силу судебное решение или приговор не соответствует закону или вынесен без учета всех обстоятельств дела, гражданин может обратиться в прокуратуру. Прокурор тщательно изучит все имеющиеся в деле материалы и при наличии оснований внесёт протест в надзорном порядке или представление на это решение, защищая тем самым законные права граждан.<br>
Безусловно, прокуратура имеет довольно широкие права и обязанности. Например, надзор за законностью действий и решений органов дознания, следователей милиции (в т.ч. налоговой), службы безопасности, контроль за работой подчиненных прокуратур. В случае, если будут выявлены нарушения прав человека, в частности незаконное возбуждение уголовного дела, применение недозволенных методов ведения следствия, использование физических методов воздействия на подозреваемых в совершении преступлений, другие противоправные действия, а также факты ущемления прав заключенных, лиц, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы, и т.д., прокурор вносит документы прокурорского реагирования.<br>
ЖАЛУЙТЕСЬ ГРАМОТНО!<br>
В ходе рассмотрения поступивших в прокуратуру обращений иногда выясняется, что часть из них не соответствует требованиям ст. 5, 7 закона Украины "Об обращениях граждан", а именно: из текста отдельных жалоб невозможно определить суть поставленных вопросов или обращения не содержат данных, необходимых для принятия обоснованного решения; некоторые заявления написаны неразборчивым почерком; граждане порой присылают некачественно сделанные ксерокопии, которые невозможно прочитать или они не подписаны авторами; отдельные заявители забывают указать свой адрес, фамилию, имя, отчество, дату, поставить подпись. Такие обращения рассмотрению не подлежат. Как и ранее, в прошлом году нами возвращалось без рассмотрения достаточно много подобных обращений, а также писем, написанных "вольным" стилем и даже с использованием грубых выражений.<br>
Пункт 2 статьи 8 закона Украины "Об обращениях граждан" гласит: "Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути…" Работники прокуратуры и в дальнейшем будут строго руководствоваться этим положением.<br>
В заключение хотелось бы напомнить о соблюдении сроков подачи жалоб: один год со дня принятия обжалуемого решения, но не более одного месяца со дня ознакомления гражданина с принятым решением. После истечения этих сроков жалоба к рассмотрению не принимается.<br>
Прокуратура всегда стояла и стоит на страже законности, осуществляла и продолжает осуществлять надзор за исполнением законов, в том числе и при работе с обращениями граждан на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности путем проведения соответствующих проверок. В прошлом году, например, в порядке исполнения требований ст. 29 закона Украины "Об обращениях граждан" работниками прокуратуры проведено 59 надзорных проверок, по результатам которых внесено 60 документов прокурорского реагирования, привлечено к ответственности 84 должностных лица.<br>
Трудно переоценить роль в нашей жизни обращений граждан в органы прокуратуры. По ним мы зачастую определяем наиболее слабые места в соблюдении законности при ведении хозяйственной или иной деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, субъектами предпринимательской деятельности. Их мы учитываем при планировании работы прокуратуры. <br>
В ходе рассмотрения работниками органов прокуратуры города в 2009 году 145 обоснованных обращений было внесено 125 документов прокурорского реагирования, в том числе 26 протестов, 15 представлений и предписаний, вынесено 14 постановлений о возбуждении уголовных дел, возбуждено 9 дисциплинарных производств, прокуроры 18 раз отстаивали интересы незащищенной категории граждан в судах. <br>
В органах прокуратуры Севастополя с особой ответственностью относятся к рассмотрению поступивших заявлений и жалоб граждан. Ни одно из них не остаётся без внимания. Если более грамотно оформлять свои обращения и правильно определять адрес их направления, работники органов прокуратуры получат возможность повысить качество и обеспечить своевременность их рассмотрения. Жалуйтесь, пожалуйста, грамотно!<br>