В Севастопольской городской государственной администрации прошло обсуждение проекта закона Украины "О городе со специальным статусом Севастополь". За закрытыми для прессы дверями.
Первое обсуждение проекта, разработанного в Министерстве регионального развития и строительства Украины, состоялось летом 2009 года в Киеве. Для участия в "круглом столе", посвященном закону о Севастополе, из города прибыла "команда" работников СГГА, горсовета, а также делегаты из Инкермана, Качи и Орлиного. Многие вернулись в шоковом состоянии, поскольку, по мнению юристов, представленный законопроект противоречит Конституции страны и полностью переворачивает с ног на голову уклад городской жизни. <br>
Городские специалисты направили в адрес разработчиков свои претензии, но, тем не менее, 3 марта на обсуждение в Севастополь был доставлен практически тот же проект. <br>
В предложенном Киевом законопроекте "О городе со специальным статусом Севастополь" появляется некий Большой Севастополь, создаётся пять "громад". Причем понятие "громада" в проекте закона трактуется как "административно-территориальная единица базового уровня", а не "совокупность населения, проживающего на данной территории", как это прописано законодательством.<br>
"Громадами" должны стать сам Севастополь (населенный пункт Севастополь), Балаклава, Инкерман, Кача и Орлиное. Вся сельская зона региона распределяется между этими "громадами" (за исключением Севастополя). Какими принципами руководствовались законоразработчики, закрепляя те или иные села за "громадами", никому, кроме них, неясно. Предлагается границы "громад" закрепить в виде топографической карты в масштабе "один к пятидесяти тысячам" безо всякой там землеустроительной документации, устанавливающей границы населенных пунктов. А в городе, где стоимость любого свободного холма доходит до миллиона долларов, такая "картежная" работа в масштабах пятидесятитысячника неизменно приведет к скандалам "по-соседски".<br>
"Непонятным образом в состав Инкермана почему-то попал "госпиталь Севастополь". Или Любимовка: в каком месте она к Инкерману отнеслась? Или Верхнесадовое? — возмущается заведующая юридическим отделом городского совета Елена Близнюк. — А как ликвидировать эти территориальные громады? Ведь Андреевка и Верхнесадовое — самостоятельные советы". <br>
Удивляет логика разработчиков в части того, что город — это городская черта застройки без сельской зоны. Так они поступили с Севастополем, но, создавая город Балаклаву, почему-то относят к нему Терновку или, например, село Черноречье. <br>
Единственным огромным плюсом проекта севастопольцы отметили то, что им наконец-то разрешили заниматься самоуправлением. Все пять "громад" получают право выбирать совет. В Севастополе, Балаклаве, Инкермане он будет городским, в Каче — поселковым, в Орлином — сельским. Советы имеют "голов" и свои исполнительные органы. А населенные пункты, не являющиеся административными центрами и в которых проживает не менее 50 сельчан, получают еще и право выбирать своего старосту. Над всем этим "праздником местного самоуправления" возвышаются Севастопольская рада и Севастопольская государственная администрация. Всего на "город со специальным статусом" может прийтись восемь "голов"! <br>
Но жить им будет, опять же с точки зрения местного самоуправления, не так уж просто. Проектом предусматривается сначала проверка администрацией всех, не только нормативно-правовых, но и индивидуально-правовых актов, выходящих из-под пера органов местного самоуправления и их должностных лиц, а затем еще и их регистрация органами юстиции. "Это противоречит Европейской хартии о местном самоуправлении, — говорит Елена Близнюк. — Органы местного самоуправления в рамках закона имеют право свободно решать любые вопросы. Сколько в проекте рад и должностных лиц? Они будут издавать не менее 10 тысяч актов в год. И весь этот "хлам" уйдет на проверку в администрацию, потом — в органы юстиции. Вступать в силу документы будут только после этой процедуры. Вы представляете себе, как растянется деятельность в городе?"<br>
Настораживают юристов и лихо написанные статьи о перераспределении собственности между коммунальной и государственной (в пользу последней), путаница в понятиях, разрыв существующих правовых связей и межбюджетных отношений. "Это — апробация, экспериментальная площадка, — уверена Елена Близнюк — Они пытаются внедрить тему под названием "город Севастополь — это некий плацдарм, эксперимент с которого можно распространить на всю страну". <br>
Причины, по которым Киев стремится так основательно "перетряхнуть" Севастополь, могут лежать на поверхности. Европейским Союзом Украине на реформирование местного самоуправления выделен серьезный грант. И отчитываться за то, куда потрачены средства, видимо, придется. Вот и толкают-обсуждают, скорее всего, грантовый законопроект, нарушая при этом именно нормы самоуправления. <br>
При обсуждении главного для города документа в зал заседаний не были допущены представители средств массовой информации. Журналистам предложили довольствоваться мнением автора проекта уже после проведенного заседания. Между тем в обсуждении законопроекта приняли участие городские специалисты высшего и среднего управленческого звена, и, как известно "Славе Севастополя", почти все они высказывали претензии в адрес разработчиков. Но об этом, видимо, севастопольцам знать не нужно. Городу высокой интеллектуальной среды пытаются сверху навязать чье-то личное мнение. И пусть даже это мнение будет правильным, решать это должна громада. В смысле — население Севастополя, а не административная единица.<br>
Как сообщил журналистам после презентации законопроекта директор департамента местного самоуправления и административно-территориального устройства Министерства регионального развития и строительства Юрий Ганущак, законопроектом предполагается также создание "совета Большого Севастополя, которому передаются те полномочия, которые нерационально, нецелесообразно, невозможно передать на уровень общины".<br>
Кроме того, по утверждению чиновника, "создается одна государственная администрация Севастополя, которая будет иметь контрольные функции по отношению к органам местного самоуправления, а это — пять общин и совет Большого Севастополя. Плюс ей будут предоставлены координационные полномочия по отношению к органам исполнительной власти, которые имеют территориальные отделения (это прежде всего "силовики"), плюс определенные управленческие полномочия, которые предусмотрены государством".<br>
Более того, в отличие от всей Украины, как сказал Юрий Ганущак, "мы предлагаем создать собственный исполнительный орган совета Большого Севастополя, чего нет по всей Украине, и ввести в каждом маленьком поселении старосту".<br>