"Из-за своеволия чиновников люди не могут воспользоваться предоставленным им правом узаконить свои дома"

Несмотря на постановление об упрощенной процедуре регистрации самостроев, стать собственником такой недвижимости по-прежнему очень сложно
Последние лет 20 многие граждане Украины решали свои жилищные проблемы собственными силами. В результате появился такой вид недвижимости, как самострои. Это дома, которые люди возводили без официального разрешения, а иногда и без строительной документации. Долгие годы узаконить данную недвижимость было почти невозможно. Однако в прошлом году Кабинет министров Украины принял постановление, призванное облегчить эту процедуру и дать людям возможность стать полноправными владельцами жилья. Между тем на практике оказалось, что пройти через все кабинеты чиновников не так-то просто, а в некоторых городах, например в Киеве, получить право собственности на самострой законным путем и вовсе невозможно, сообщают &quot;Факты&quot;.<br>

&quot;Если к дому пристраивается гараж или еще одна комната, то процедуру оформления нужно проходить заново&quot; <br>

Для того чтобы решить проблему с такими строениями, в сентябре 2009 года было принято правительственное постановление, согласно которому все частные дома, незаконно возведенные в период с 5 августа 1992 года по 1 января 2008 года, могут быть приняты в эксплуатацию органами Государственной архитектурно-строительной инспекции на основании соответствующего заявления, поданного человеком до 31 декабря 2010 года.<br>

Но следует помнить, что сертификат соответствия дома государственным строительным нормам выдается человеку только после представления им всех необходимых документов в органы Государственной архитектурно-строительной инспекции, а также после внесения штрафа за самовольное строительство и оплаты услуг по выдаче сертификата.<br>

Впрочем, на деле процедура узаконивания самостроев оказывается куда сложнее, чем на бумаге.<br>

— Сначала нужно обратиться в БТИ и оформить технический паспорт, — рассказал киевлянин Виталий Иосифович. — У меня двухэтажный домик, построенный еще в 1980 году на территории дачного кооператива в Осокорках. Земля выделялась именно под дачное строительство, поэтому в этом вопросе проблем нет: и дом, и земля были узаконены. Но семья у меня росла, поэтому через некоторое время я пристроил к дому гараж и над ним — еще одну жилую комнату. А по нынешнему законодательству, если к дому что-то пристраивается, то процедуру оформления нужно проходить заново. Этим я и занялся. Для того чтобы получить техпаспорт, нужно выстоять несколько очередей в БТИ, заплатить в кассу и показать инженеру само строение. После этого через три недели мне выдали технический паспорт.<br>

— И сколько стоит оформление техпаспорта в БТИ?<br>

— Мой дом имеет площадь 134 метра, поэтому с меня взяли 600 гривен. Но хочу отметить, что это только начало пути. Дальше мне с большим трудом удалось получить информацию о последовательности прохождения всех процедур и о том, кто в администрации города выдает справки о согласовании и принятии в эксплуатацию строительного объекта. Оказалось, что в городской гос-администрации, в 102-й комнате, сидят девочки, которые и принимают документы, необходимые для получения этой справки. Но работают они только с 9 до 10 утра, а значит, образовывается очередь, создается ажиотаж. Я инвалид, но был вынужден приезжать неоднократно. Кстати, если посетитель пытается выяснить что-то у других сотрудников администрации или выйти на вышестоящего начальника, с ним просто отказываются разговаривать и отправляют все в ту же 102-ю комнату.<br>

В конце концов я сдал документы. У меня все бумаги в порядке, я единственный владелец, никаких нарушений нет, поэтому придраться было не к чему. Мне дали номер телефона, по которому можно узнать, готова ли справка. Однако сколько я ни звонил в течение двух месяцев по этому номеру, трубку никто не брал. Тогда я сам поехал в горадминистрацию, и вдруг выяснилось, что в той комнате, где установлен телефон для получения информации, идет ремонт и сотрудники, ответственные за выдачу справок, туда даже не заходят. Спрашивается: зачем давать людям номер, по которому они все равно ничего не смогут узнать?<br>

Эта волокита длилась более двух месяцев, хотя, согласно законодательству, чиновники обязаны были рассмотреть вопрос в течение 30 дней. После получения справки о том, что горгосадминистрация не возражает против того, чтобы мой дом стоял на своем месте, я отправился в инспекцию архитектурно-строительного контроля. Она находится по адресу: бульвар Леси Украинки, 26.<br>

В инспекции тоже все не так-то просто. Получить консультацию о порядке узаконивания строения можно только в канцелярии. Сначала меня направили к районному инспектору, которому я показал техпаспорт, справку о согласии горадминистрации и копии документов, удостоверяющих личность. Он проверил документы и послал меня к юристам. Затем необходимо было попасть на прием к одному из заместителей руководителя инспекции, чтобы он по каким-то одному ему известным критериям установил сумму штрафа.<br>

&quot;Сумма штрафа колеблется от 170 до 800 гривен&quot;<br>

— Но, согласно постановлению, штраф должен составлять 170 гривен.<br>

— Указанный в постановлении штраф (170 гривен) — минимальная сумма. На самом деле его размер колеблется от 170 до 800 гривен (на усмотрение чиновников). Но, уплатив штраф, еще нужно получить подпись главного юриста инспекции. И только после этого собранный пакет документов сдается в инспекцию для оформления сертификата соответствия, за что, кстати, тоже придется заплатить. Сколько — пока не знаю.<br>

— А для чего нужен этот сертификат?<br>

— Это технический документ, который подтверждает, что дом соответствует строительным нормам. На основании сертификата я смогу получить свидетельство собственности, являющееся правоустанавливающим документом.<br>

Другие статьи этого номера