Водопровод без тромбов

На основе тщательно проверенных отчетных данных хозяйственной деятельности Торгово-промышленная палата Украины ежегодно составляет рейтинговые списки свыше трехсот тысяч предприятий страны. В прошлом году после оценки показателей, достигнутых в сфере реализации услуг, коммунальному предприятию "Севгорводоканал" Севастопольского горсовета определили 16-е место. Место очень видное, если учесть, что его стремились занять коллективы, оценки которых ниже. Счет таких коллективов идет на десятки тысяч.
— У нас есть свежая приятная новость, — сказал в беседе с корреспондентом &quot;Славы Севастополя&quot; директор &quot;Севгорводоканала&quot; Виктор Кучеренко. — Буквально на днях мы получили из Киева сообщение о присуждении нашему предприятию третьего места в Украине по сбору, очистке и распределению воды. По результатам прошлого года &quot;Севгорводоканал&quot; признан предприятием года, а ваш покорный слуга — руководителем года. На 23 апреля получено приглашение приехать в столицу на церемонию вручения соответствующих сертификатов. Так высоко оценены усилия нашего коллектива в различных направлениях, но прежде — в деле экономного, высокоэффективного использования электроэнергии. В частности, отмечена внедренная у нас система частотного регулирования электроприводов насосных агрегатов.<br>

— Виктор Сергеевич, какое место определено Севастополю по величине тарифа на отпуск воды?<br>

— Если говорить о тарифе, установленном для населения, то мы находимся в первой десятке городов. Впереди нас Луганск, некоторые города Донецкой области, где подача кубометра воды в квартиры граждан стоит 8-8,5 гривны. Вообще в стране нельзя сравнивать регионы. У каждого свои затраты, свои схемы источников водоснабжения. Процессы формирования тарифной политики не стоят на месте ни у нас, ни у наших соседей. В первой десятке городов мы находились на момент издания приказа начальника гражданской обороны города Сергея Куницына — осенью прошлого года. Сегодня не берусь сказать, где мы находимся.<br>

— Ныне действующие тарифы на предоставляемые возглавляемым вами предприятием большая часть населения города встретила негативно…<br>

— На момент издания Сергеем Куницыным как начальником гражданской обороны города приказа сбитое с толку оппонентами городской государственной администрации население Севастополя не поняло, что, собственно, происходит. Очень многие наши сограждане заняли выжидательную позицию: что будет дальше? За октябрь и ноябрь по новым тарифам рассчиталась с нами треть абонентов. Такая платежная дисциплина могла обернуться очень сложными последствиями, о чем мы информировали население всеми доступными нам средствами, в том числе и со страниц &quot;Славы Севастополя&quot;. <br>

Конечно, наши усилия по разъяснению сложившейся ситуации принесли определенный результат. Но большинство граждан, как представляется, сами осознали, что с 2007 года, когда в последний раз утверждался тариф на воду и водоотведение, цены поднимались буквально на все: горюче-смазочные материалы, запасные части к машинам и оборудованию, химические реагенты и прочее, прочее, прочее. Чтобы быть, как на рынке, в равных условиях, надо вернуть цены на прежний &quot;обменный&quot; уровень. Но ведь это утопия. Оставалось два выхода: либо наращивать нам дотации, либо увеличивать тариф. Либо — либо. Теоретически возможен и третий вариант: разорение предприятия. Но этого нельзя представить и в страшном сне.<br>

— Какова все-таки динамика в расчетах населения за предоставленные &quot;Севгорводоканалом&quot; услуги?<br>

— В настоящее время абоненты процентов на 65-70 восполняют наши затраты. Согласитесь, негусто, но в течение некоторого времени можно кое-как сводить концы с концами. В структуре потребителей 80 процентов — это население, физические лица. Абоненты этой категории на 1 января 2009 года задолжали 11 миллионов гривен. За год с небольшим долг вырос до 24 миллионов. Как нам не хватает этих средств на решение безотлагательных задач на благо тех же абонентов! Со злостными должниками боремся: отключаем их от водоснабжения, судимся. Неприятные дела, но куда от них денешься.<br>

— Известно, что вода в пределах 40 процентов не доходит до потребителя. Кто оплачивает эти потери?<br>

— Прежде чем подать населению наш продукт, необходимо добиться, чтобы он соответствовал стандарту &quot;Вода питьевая&quot;. При этом существующими нормативами допускаются технологические потери в объеме 12 процентов. Мы укладываемся в этот норматив. Я был бы неискренним, если бы стал отрицать порывы износившихся водных магистралей. Их замена осуществляется крайне медленно. Фиксируются и так называемые коммерческие потери: это, во-первых, воровство воды, во-вторых, сбои в использовании приборов учета. Наконец, нельзя начать плановый или аварийный ремонт, не опорожнив часть трубы. И это еще не все, ведь по нашему общему недосмотру барахлят и внутридомовые сети. Вот так и набегают 40 процентов потерь. В каждом конкретном случае разбираемся отдельно.<br>

— Недавно вами был представлен проект автоматизированной геоинформационной системы контроля, анализа и оптимизации потоков воды в сетях. Можно ли ожидать в будущем сокращения ее непроизводительных потерь?<br>

— Проект в самом деле перспективный. Им предусматривается коренное усовершенствование диспетчеризации процесса, что добавит четкости в управление системой подачи и распределения воды. Предполагается внедрение средств телемеханики. Но на первом этапе внедрения системы требуется 2,8 миллиона бюджетных денег. Бюджет, как известно, еще не принят. С большим опозданием его утвердят, но найдутся ли в казне необходимые 2,8 миллиона гривен? На этот вопрос у меня нет ответа.<br>

— Виктор Сергеевич, что делается для того, чтобы добиться сокращения ваших внутренних затрат?<br>

— В структуре себестоимости предоставления услуг населению 34 процента затрат идет на оплату электроэнергии. Благодаря применению высокочастотного регулирования электрических приводов насосов, новых технологических режимов подачи воды и внедрению других новшеств в течение последних двух с лишним лет нам удалось добиться сокращения потребления электроэнергии примерно на 16 миллионов киловатт-часов. Казалось бы, можно уже подсчитывать экономический эффект, но мы оказались в прогаре. С 2007 года Национальная комиссия регулирования энергетики 18 раз изменяла в сторону увеличения цену на электроэнергию. В 2007 году один киловатт-час обходился нам в 45 гривен, в феврале текущего года — в 77,2 гривны.<br>

— Вы были бы в еще большем прогаре, если бы пришлось оплачивать дополнительно еще 16 миллионов киловатт-часов электроэнергии, которые вы сберегли.<br>

— У нас есть планы дальнейших действий в области энергосбережения, но на покупку, например, менее энергоемких двигателей опять же деньги нужны.<br>

— Из уст руководителей городского уровня часто слышишь о том, что самый крупный коллектив — в &quot;Севгорводоканале&quot;. Может, пора приступить к его сокращению?<br>

— Мы не стремились к тому, чтобы стать самым крупным по численности коллективом. Так сложилось из-за катаклизмов в экономике. Где &quot;Севморзавод&quot; со своим 15-тысячным коллективом, где другие предприятия? По списку в &quot;Севгорводоканале&quot; насчитывается 1860 человек на город и регион. Столько требуется, чтобы действовал водохозяйственный комплекс — самый крупный в Крыму и на юге Украины. Можно было бы сократить коллектив, но только за счет модернизации производства. Модернизация же чего-то стоит…<br>

— Может, вам стоит зарабатывать самим на предоставлении населению платных услуг?<br>

— Мы этим и занимаемся. В 2009 году заработали миллион гривен, на нынешний год поставлена задача довести сумму выручки до 1,8 миллиона. За счет чего? У нас самый крупный в городе автопарк, располагаем 15 единицами землеройной техники, освоили ремонт водомеров запорной арматуры. В ближайшее время добьемся разрешения вести проектирование и прокладку водопроводов…<br>

— Иногда, чтобы вскипятить воду из крана, я пользуюсь фаянсовой чашкой и кипятильником. Стенки чашки после этого становятся белыми от налета.<br>

— Оценку качеству, и довольно высокую, дают не наши работники, а контролирующие нас сотрудники центра стандартизации и метрологии, санэпидстанции и других организаций. Их заключение: качество воды соответствует стандарту &quot;Вода питьевая&quot;. В любой воде, кроме непригодной для питья дистиллированной, присутствует солевой состав: хлориды, сульфаты… Их осадок и остается на стенке посуды после кипячения.<br>

— Выходит, высокое качество воды в Севастополе достигнуто?<br>

— Нет предела совершенству. До сих пор качество воды в Украине оценивалось по 30 параметрам. В настоящее время страна берет курс на европейские стандарты качества, а их уже не 30, а все сто. Значит, есть над чем работать.<br>

— Как вы относитесь к тем, кто поставляет в торговлю бутилированную воду? Они ваши коллеги или конкуренты?<br>

— И не первое, и не второе. Мы занимаемся централизованной подачей воды. Розлив ее в бутылки — иной вид деятельности. Вода должна быть и в кране, и в торговле. Вот только не удержусь от замечания: в магазинах покупателям предлагают немало фальсификата (содержимое не соответствует тому, что значится на этикетке).<br>

— Городской совет наделил напрямую подчиненный ему &quot;Севгорводоканал&quot; дополнительной нагрузкой: он обязал вас обслуживать внутридомовые сети. Что вы скажете об этом решении?<br>

— Решения не обсуждают, а выполняют. Хотя… обслуживание внутридомовых сетей — не свойственное для родственных нам предприятий дело. Внутридомовые сети переданы водоканалам только в Харькове и в Севастополе. Но ведь есть организации — балансосодержатели домов. Это их хлеб. Когда решение принималось, естественно, мы возражали. На это были все основания. Ведь передача под нашу опеку внутридомовых сетей не предполагала дополнительного финансирования. Мало того, обслуживание внутридомовых сетей заложено в тарифы на обслуживание жилищ. Рэпы, получив от квартиросъемщиков по данной статье деньги, не всегда торопятся рассчитаться с нами. <br>

Тем не менее в меру своих сил и возможностей мы взялись за внутридомовые сети. &quot;С нуля&quot; нами созданы в районах специализированные подразделения, рабочие которых готовы выехать на устранение аварийных ситуаций. Горсоветом не предусмотрено финансирование содержания внутридомовых сетей, а нас обязали еще изыскивать у себя средства на их капитальный ремонт. Потратив миллионы гривен, в 2008 году мы обновили сети в 160 домах, в прошлом году — в ста домах. Для такого города, как Севастополь, 260 домов — мизер. Если бы к нашим деньгам добавить средства из других источников, было бы больше отремонтированных сетей в жилых домах.<br>

— По слухам, &quot;Севгорводоканал&quot; не рвется принимать на свой баланс инженерные сети в пригородной зоне.<br>

— Мы готовы их принимать, но никто не передает так, как это положено: с технической документацией, документами бухгалтерского учета, ибо все утеряно. Мы приходим на места, как в пустыню. Начинаем поиски. Да, нам готовы отдать доведенные &quot;до ручки&quot; сети, не предлагая средства на их ремонт и содержание. Так было почти везде.<br>

— Какими традициями вы дорожите? Мне, например, по душе праздник водосвятия Чернореченского водохранилища…<br>

— Этой традиции уже пять лет. От этого, уверен, никому хуже не стало. Водохранилище никогда не цветет, вода в нем здоровая. Наше предприятие основано 1 апреля 1925 года. Выходит, в разгар нынешней весны нам стукнет 85. Первоначально предприятие называлось &quot;Водокат&quot;. Трудно себе представить, но оно объединяло и водопроводчиков, и трамвайщиков, и моряков пассажирских катеров. Мы, к слову, очень дорожим награждением &quot;Севгорводоканала&quot; в послевоенные годы орденом &quot;Знак Почета&quot;.<br>

— Что бы вы хотели сказать от себя?<br>

— Снова о тарифах. Ошибаются те, кто считает, что вернутся прежние тарифы. Я тоже этого хочу. К сожалению, они будут расти. Это — первое. Второе: необходимо на законодательном уровне убрать разночтения в директивных актах, по которым живем, — законах о метрологии, о питьевой воде, об электроэнергии… Многие их положения входят в противоречие друг с другом. К примеру, к 21-му числу каждого месяца нас понуждают рассчитываться с Пенсионным фондом, иначе накладывают штрафные санкции. Но ведь деньги от населения начинают поступать на наши счета только после 20-го числа! <br>

О самом главном: хочется заверить горожан в том, что сети водоснабжения и водоотведения не остановятся никогда, ни при каких условиях.<br>

Другие статьи этого номера