И это все о нем…

Языковой вопрос как на бытовом,так на образовательном и уровне: как обеспечиваются права ребенка и родителей
Уже неделю часть СМИ смакует заявление Виктора Януковича о том, что "в Украине будет развиваться украинский язык как единственный государственный", сделанное им 9 марта во время вручения Шевченковских премий в Каневе на Чернечей горе. Мол, выбрали, он и отказался от борьбы за русский язык. Однако никаких видимых причин считать, что президент отказывается от своих программных принципов защиты русского языка в Украине, — нет. Напротив, Янукович в который раз заявляет, что в Украине в обязательном порядке будет внедрена Европейская хартия региональных языков.
Но пока еще усилия президента и депутов-коалициантов дадут свои плоды… А тут — такое. Читательская почта принесла письмо. Цитируем и выставляем на обозрение.<br>

&quot;Здравствуйте, уважаемая редакция газеты &quot;Слава Севастополя&quot;. Мы с мужем стали свидетелями, на наш взгляд, безобразного отношения к русскому языку. И где — в школе, которая должна ему обучать…<br>

8 марта 2010 года мы гуляли с ребенком на территории средней школы 37, расположенной в Гагаринском районе. Когда прочитали табличку над входом, то не поверили своим глазам. В ее русском варианте допущено 2 ошибки! (Вчитайтесь — и вам стопроцентно повезет. — Ред.)<br>

Это что, издевательство над русским языком? Или демонстративное пренебрежение к его правилам? Так какому русскому языку учат в этой школе?<br>

Нашей дочери в этом году идти в 1-й класс. Мы теперь точно знаем, что в эту школу она не пойдет.<br>

Хочется надеяться, что с помощью вашей газеты на это обратят внимание чиновники из управления образования и науки и дадут объективную оценку действиям руководства школы 37.<br>

С уважением ваши читатели Ирина и Александр Ротновы&quot;.<br>

Пока чиновники наробраза вместе с руководством школы будут выяснять, кто виноват и за чей счет менять табличку, можно порадоваться за супругов Ротновых: они свой выбор по поводу школы для дочери сделали. А как быть тем, чей ребенок ходит в детский сад?<br>

На очередное заседание консультативного совета по вопросам языковых проблем при Севастопольском горсовете, которое прошло под руководством председателя постоянной комиссии по социально-гуманитарным вопросам Т.П. Сорокиной, были приглашены ведущие специалисты дошкольного образования нашего города. И это не случайно, потому что на обсуждение был вынесен важный и актуальный вопрос: программа развития детей в системе дошкольного образования и научно-методическое обеспечение речевого развития дошкольника в условиях двуязычия. <br>

Севастопольский горсовет проводит последовательную политику в целях обеспечения реализации прав русскоязычного населения в Севастополе. Утверждена программа развития регионального русского языка и русской культуры во всех сферах жизни города. Основная ее цель — создание необходимых условий для функционирования и развития русского языка. Насущные проблемы родного языка обсуждаются на мероприятиях различного уровня, в университетах и школах. Важная роль в этом процессе отводится дошкольным учреждениям. И не случайно вопрос об обеспечении речевого развития в условиях двуязычия в дошкольных учреждениях Севастополя был вынесен на заседание консультативного совета по вопросам языковых проблем. <br>

— Консультативный совет является постоянно действующим органом при горсовете, — говорит Т.П. Сорокина. — Он обеспечивает изучение и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с функционированием русского языка в сфере образования, культуры, в административной сфере, а также вопросов, направленных на реализацию прав на изучение и использование родного языка представителями национальных меньшинств Севастополя. <br>

За долгие годы в Севастополе сложилась стабильная, научно обоснованная система воспитания детей, в которой трудятся в основном опытные, квалифицированные, творческие специалисты. Это еще раз подтвердил разговор, состоявшийся на заседании консультативного совета. О базовых программах развития детей в системе дошкольного образования в условиях двуязычия говорили главный специалист управления образования и науки СГГА, кандидат психологических наук Е.И. Миргород, заведующая кафедрой педагогики дошкольного и начального образования СГГУ, кандидат психологических наук, профессор Е.Л. Трусова, доцент СГГУ, кандидат психологических наук И.И. Попова.<br>

Значительная часть разговора была посвящена новой базовой программе развития детей, которая Министерством образования и науки Украины была предложена для внедрения во всех дошкольных учреждениях. Это программа нового поколения, направленная на развитие способностей каждого ребенка. Она сугубо индивидуальна, и требуется время, чтобы педагоги и воспитатели в полной мере овладели ею. Предусматривается, что на основе новой министерской программы будут разрабатываться другие (региональные) программы, позволяющие выйти на определенный общеобразовательный стандарт.<br>

К сожалению, сетовали участники заседания, и эта программа, и другие методические материалы поступают в Севастополь на украинском языке, и хотя основная часть работников дошкольных учреждений владеет государственным языком, приходится прилагать усилия для перевода этой программы на русский. <br>

Родителям предоставляется право выбора детского сада или групп с приоритетным изучением родного языка. Наряду с тем, что в городе функционирует украинский детский сад, в 10 дошкольных учреждениях (из 74) созданы украинские группы, которые организуются по заявлениям родителей. А с четвертого года жизни для детей вводятся украиноведческие программы во всех садах. Но здесь как раз ощущается недостаток кадров воспитателей, которые в должной мере владеют украинским языком.<br>

От лица членов консультативного совета В.А. Оганесян поблагодарил работников дошкольных учреждений за их профессиональный и вдумчивый подход к воспитанию детей, их подготовке к школе. В то же время члены консультативного совета А.А. Меркулов и Е.А. Прокина приводили примеры недовольства родителей, которые из-за нехватки мест в детских садах вынуждены были определять своих детей не в русские, а в украинские группы. Эта проблема известна, и связана она с недостатком детских учреждений. В городе с 1991 года не было построено ни одного детского сада, а закрылись многие из тех, что функционировали в советское время, прежде всего ведомственные садики. Особенно остро стоит вопрос создания детских дошкольных учреждений в микрорайоне ул. Шевченко, в пригородных селах — Орлином, Передовом. <br>

— Ситуация очень сложная, — подтвердила эти высказывания Т.П. Сорокина. — Так, горсовет включал строительство нового детского сада в бюджет на 2008 год, однако исполнительная власть посчитала необходимым направить эти средства на иные цели.<br>

По итогам обсуждения было принято решение: членам консультативного совета направиться в детские дошкольные учреждения и там, на месте, рассмотреть, как внедряется программа развития детей, как обеспечивается право ребенка на изучение родного языка. Не прошло и нескольких дней, как члены консультативного совета побывали в центре развития ребенка в дошкольном учреждении 123 Гагаринского района. Пообщавшись со специалистами и воспитанниками, они убедились: уровень методической подготовки воспитателей высок, программа развития нацелена на широкое и всестороннее изучение традиций и родного языка, достойное воспитание будущей смены.<br>

Другие статьи этого номера