Крепись, студент!

В этом году желающие поступить в вуз, кроме тестирования, скорее всего, будут сдавать еще и вступительные экзамены. Не исключено, что изменится также система преподавания в университетах: накопивший за семестр достаточное количество баллов студент уже не сможет сдать сессию "автоматом".
Новое правительство намерено изменить правила поступления в вузы, возможно, уже в этом году. Об этом сообщил новоназначенный вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко. <br>

Критически высказавшись о внешнем независимом оценивании качества знаний, которое уже третий год является обязательным для всех желающих поступить в высшие учебные заведения Украины, он отметил, что намерен эту систему радикально изменить, причем… не дожидаясь следующего учебного года. <br>

— Разве внешнее оценивание может выступать критерием оценки качества знаний? При прохождении тестирования выпускник демонстрирует не способность к размышлению и поиску ответов, а только умение быстро отвечать на вопросы, — заявил Владимир Семиноженко. — Поэтому в 2010 году, помимо тестирования, выпускники, скорее всего, будут сдавать еще и вступительные экзамены в вузы. А для абитуриентов, которые хотят поступить на контрактную, заочную и дистанционную формы обучения, тесты вообще будут отменены. Я думаю, что будут учтены и результаты аттестации, и результаты экзаменов, и результаты тестирования — примерно по 33% вклад каждой из этих позиций. Тогда экзамены будут объективными. Хотелось бы, чтобы к независимому тестированию добавились некоторые вещи, которые улучшили бы качество приема. <br>

По словам чиновника, это должен быть &quot;хотя бы один профильный экзамен&quot;, сообщает &quot;ЛИГА&quot;.<br>

Также вице-премьер добавил, что желательно, чтобы при поступлении учитывался результат обучения абитуриента в школе за все годы. &quot;У нас так: все бросают учиться в старших классах, учителя уже не нужны, нужны тренеры, репетиторы, которые натаскивают, извините, как обезьян и попугаев, как правильно отвечать на эти вопросы&quot;, — сказал он. Семиноженко пообещал &quot;в ближайшие 2-4 дня&quot; сказать, к чему конкретно готовиться выпускникам школ в этом году.<br>

Ожидается, что нововведения в системе образования коснутся не только абитуриентов, но и студентов. Так, Владимир Семиноженко считает, что Болонская система (накопление баллов в течение года, достаточное количество которых освобождает от сдачи сессии) только усложняет систему образования в Украине, о чем он заявил в интервью газете &quot;Коммерсант&quot;. <br>

Планируемые изменения вызвали широкий общественный резонанс, причем данная проблема обсуждается на всех уровнях. Так, председатель Верховной Рады Владимир Литвин уверен в необходимости дать абитуриентам возможность выбора: или тестирование, или экзамены. &quot;Жизнь покажет, какой нам сделать окончательный выбор&quot;, — отметил Литвин. Спикер сказал, что во многом он не согласен с теми новациями, которые в последнее время были в сфере образования, однако считает, что возврат назад может повлечь еще большую дестабилизацию. <br>

А вот в большинстве вузов идею проведения дополнительных вступительных экзаменов поддерживают. &quot;Внешнее тестирование — это лотерея, когда абитуриенты, порой наугад отвечая на вопросы, получали проходной балл. А при первой же сессии 15-20% показывали отсутствие знаний, — говорит первый проректор НАУ Максим Луцкий. — Поэтому желательно ввести профильные экзамены, например программирование или английский язык, чтобы проверить, сможет ли студент стать айтишником или переводчиком&quot;. <br>

Впрочем, идея восстановить вступительные экзамены выглядит весьма спорной. Ведь не исключено, что вместе с ними в вузы вернется и тотальная коррупция, которую смогло хотя бы частично побороть введение обязательного тестирования. &quot;Изменения, которые сейчас хотят ввести в систему школьного и высшего образования, могут привести к социальной несправедливости для многих родителей и их детей, — считает заместитель начальника управления образования и науки СГГА Жанна Слюсарь. — Выпускники готовились к поступлению по определенной программе, а если в вузах, помимо результатов трех обязательных тестов, будет учитываться и результат четвертого экзамена, сдаваемого непосредственно в вузе по утвержденным им самим требованиям, к которым дети просто не будут готовы, возникнет значительный отсев среди абитуриентов. В результате родителям придется искать лазейки, чтобы ребенок смог поступить &quot;на бюджет&quot;, и мы получим возврат к прежней вузовской системе поступления&quot;. <br>

Пока же, по словам Жанны Валерьевны, все идет по ранее утвержденному плану. В Севастополе прошли регистрацию для участия во внешнем независимом оценивании все выпускники 11-х классов севастопольских школ, а выпускники прошлых лет еще имеют возможность зарегистрироваться до 31 марта. Первое пробное тестирование состоялось 13 марта, очередное пройдет 20 марта. Что ожидает желающих стать студентами через месяц, в настоящее время сказать трудно: пока официальных документов по поводу реформ во внешнем независимом оценивании не поступило, комментировать эту ситуацию не берется никто. Единственный совет, который специалисты могут уже сейчас дать абитуриентам, — это внимательно следить за всеми изменениями в системе образования и хорошо готовиться, чтобы не остаться &quot;за бортом&quot; выбранного ими для поступления вуза.<br>

Глас народа

Что лучше: тестирование или экзамены?

Алексей, историк:<br>

— Как педагог могу сказать, что система тестирования в том виде, в котором ее пытаются насадить, снижает интеллект наших школьников — будущих студентов. Во-первых, она ослабляет поиск способных юношей и девушек и их стремление к получению глубоких знаний. Во-вторых, тестирование зачастую работает на удачу, интуицию. И в-третьих, тестирование незначительно снизило уровень коррупции во всех сферах нашего образования. Просто коррупция теперь адаптировалась и приняла другие формы. Дело в том, что я читал ряд лекций по истории в вузе и могу сказать, что такой подход к системе образования значительно снижает уровень интеллекта студента. С другой стороны, загружает псевдоисторическими знаниями. Возвращаюсь к системе образования — нужна не скоропалительная, а глубокая, широкоформатная реформа. Недостаточно объявить о присоединении к Болонскому процессу, необходимо реформировать всю систему от дошкольных учреждений до университетов.<br>

Николай, эколог:<br>

— У тестирования есть свои плюсы и минусы. Но оно не всегда дает возможность выявить умение абитуриента логически мыслить и делать выводы. При подготовке к тестированию школьник обязан уделять больше внимания конкретным фактам, терминам, не всегда понимая сущности вопроса. Но в то же время тестирование предполагает объективный подход к каждому.<br>

Максим, старшеклассник:<br>

— Хочу сказать, что все равно вузы не ограничиваются тестированием, вводят свои экзамены, что, в принципе, может перечеркнуть результаты хорошего тестирования. Зачем тогда оно нужно? Это лишнее.<br>

Светлана Васильевна, мама будущего абитуриента:<br>

— Повезло тем, кто принял участие в первом в Украине тестировании. Тогда можно было копии сертификатов и других документов сдавать сразу в несколько вузов. А это шанс на поступление в университет на бюджетной основе. Для нынешних абитуриентов такой возможности не будет — это уже отменили. Наше поколение поступало в вузы без тестирования, и мы знаем куда больше нынешних молодых специалистов. Поэтому я — за экзамены. Только мне непонятна преувеличенная роль предмета &quot;история Украины&quot;. Абитуриенты должны сдавать предметы, которые ближе к выбранной специальности, а не заниматься политикой.<br>

Ирина КРАСИНА, домохозяйка:<br>

— Экзамены в вуз. Только при личном контакте можно оценить, насколько человек знает предмет. Хотя экзамен — всегда лотерея, но впечатление от личности тоже играет немаловажную роль. Может быть, абитуриент растерялся, так ему можно задать вопрос. Тем более, если это касается гуманитарных предметов. Тут нужно отвечать по теме, а не выбирать правильный ответ. Не надо кивать на Запад. Наша система образования — классическая, всегда отличалась глубиной знаний. Хотя, конечно, многое зависит от учеников — как они относятся к учебе, и учителей — насколько качественно они преподают.<br>

Александр Георгиевич, инженер:<br>

— Лучше по старинке — экзамены для поступления в институт. Тестирование занимает много времени. Оно еще вроде бы подходит для вчерашних школьников. А как быть, если прошло несколько лет после окончания школы? Сложно вникать в ненужные детали. Все это работает не для людей, а против них.<br>

Другие статьи этого номера