В воскресенье Первый канал российского телевидения начинает показ многосерийного документально-исторического проекта "Севастопольские рассказы. Путешествие в историю" с Игорем Золотовицким". Цикл разработали московские кинематографисты студии "Лавр" при участии Севастопольской промышленной группы "Таврида-Электрик". Двадцатичетырехсерийный проект охватывает историю Севастополя от его основания до наших дней. Торжественная презентация первого фильма из этого цикла — "Крымские каникулы Екатерины Великой" — состоялась в дни празднования 225-летия Севастополя в кинотеатре "Украина".
Об этом рассказывает автор сценария Елена Полякова: <br>
— Проект снимается на стыке игрового и документального кино в модном ныне жанре infotainment: серьезная информация упаковывается в красочную, доступную для восприятия форму. Это фильм не о городе-герое, а о городе героев. Мы избрали именно такой путь — показать важные события истории Севастополя через конкретные судьбы, яркие эпизоды из жизни людей, так или иначе связанных с городом. Сейчас на нашем телевидении появилось огромное количество исторических фильмов и программ. Это очевидное доказательство того, что история интересна, люди хотят знать о своем прошлом, то есть о самих себе, как можно больше и без купюр. Значит, мы со своим проектом стопроцентно попадаем в зону пристального внимания зрителей. <br>
У нас нет никакого желания одни штампы менять на другие. Выискивать незатертые факты, малоизвестные истории — очень увлекательное занятие. В первом фильме цикла показано шестимесячное путешествие императрицы Екатерины II практически со всем ее двором из Петербурга в Крым — через заснеженные поля России к Черному морю… Свита, дипломаты, послы, вельможи, придворные. И даже австрийский император Иосиф II… Меняются пейзажи, кареты, лошади, действующие лица и декорации… Авторы рассказывают о давно прошедших событиях с помощью реконструкции. И все это подается достоверно, исторически точно и в то же время лукаво. Весь фильм пропитан юмором, даже иронией, он оказался на стыке жанров, в нем смешались законы игрового и документального кино. В сценарии масса анекдотов и забавных случаев, часто менявших ход истории. То же и в кадре: неожиданно оживают "потемкинские деревни", нарисованные на куске фанеры, морские пейзажи и старинные портреты. <br>
Одной из наиболее запоминающихся сцен фильма стало явление Российского флота в Ахтиарской бухте. Красавцы-корабли с белоснежными натянутыми парусами демонстрировали истинную мощь флота, обосновавшегося на южных рубежах России. А залпы раскатистого салюта, которым моряки приветствовали императрицу, были слышны, как уверяли современники, даже на турецком берегу. Это еще один из примеров того, что авторы фильма не скрывают условности своего "путешествия" по различным эпохам. <br>
Все это было бы невозможным без главной фигуры — Рассказчика, Ведущего, который "держит" весь фильм, живет в двух измерениях, почти постоянно присутствуя в кадре или за кадром. Его, конечно, трудно не заметить при выдающемся росте — 196 см! На эту ключевую для проекта роль был приглашен известный актер театра и кино, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Время от времени благодаря своему удивительному таланту актер становится непосредственным участником тех далеких событий, он перевоплощается в десятки персонажей — от князя Потемкина Таврического до адмирала Нахимова, от хирурга Николая Пирогова до офицеров времен белой эмиграции и участников Великой Отечественной войны. <br>
— Этот фильм — вне политики, вне национальности, — рассказывает Игорь Золотовицкий. — Я взялся за "Севастопольские рассказы", потому что ничего подобного еще не делал. <br>
Вслед за первой серией были отсняты и уже готовы следующие: "Крымская война" (две части), "Оборона Севастополя", "Мятежные корабли. 1905 год", "Красные на Черном", "Уходили мы из Крыма…" <br>
Значительная часть материала была снята в нашем городе. В Балаклавских штольнях речь шла о создании мощного противоатомного проекта, в Севастопольской бухте — о гибели в 1955 году линкора "Новороссийск". Велись съемки в Ливадийском дворце, в других местах Крыма. Зрители увидят на экране флотоводцев Нахимова и Корнилова, поэта Анну Ахматову, писателей Александра Куприна, Ивана Шмелева, Аркадия Аверченко, кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, исследователя Арктики Ивана Папанина… <br>
Рассказ о персонажах каждого фильма скрепляет сквозная история: например, в фильме о Крымской кампании 1854-1856 гг. повествуется о том, как в 1911 году основатель российского кинематографа, состоящий в запасе по войску Донскому, есаул Александр Ханжонков снимал в Крыму картину "Оборона Севастополя", первым зрителем которой стал император Николай II… <br>
Большую помощь создателям фильма оказали севастопольцы — как официальные лица, так и ветераны, молодежь. Авторы постоянно консультируются с научными сотрудниками, учеными, военными, моряками. В съемках широко используются подлинные предметы быта, оружие, костюмы. В результате скрупулезно возрождается атмосфера эпохи. В числе консультантов — Алексей Литвин, Юрий Падалка, Екатерина Алтабаева. В костюмированной массовке заняты многие севастопольцы, а вот в Дашу Севастопольскую замечательно перевоплотилась редактор студии телевидения Елена Делендриева. <br>
Итак, в воскресенье в 15.00 смотрите первую часть историко-кинематографического цикла о нашем городе.<br>
Автор сценария — Елена Полякова. Режиссер — Александр Бруньковский. Оператор-постановщик — Иван Макаров. Художник-постановщик — Марат Ким. Продюсер — Светлана Резвушкина.<br>