"Севастопольские рассказы. Путешествие в историю"

В воскресенье Первый канал российского телевидения начинает показ многосерийного документально-исторического проекта "Севастопольские рассказы. Путешествие в историю" с Игорем Золотовицким". Цикл разработали московские кинематографисты студии "Лавр" при участии Севастопольской промышленной группы "Таврида-Электрик". Двадцатичетырехсерийный проект охватывает историю Севастополя от его основания до наших дней. Торжественная презентация первого фильма из этого цикла — "Крымские каникулы Екатерины Великой" — состоялась в дни празднования 225-летия Севастополя в кинотеатре "Украина".
Об этом рассказывает автор сценария Елена Полякова: <br>

— Проект снимается на стыке игрового и документального кино в модном ныне жанре infotainment: серьезная информация упаковывается в красочную, доступную для восприятия форму. Это фильм не о городе-герое, а о городе героев. Мы избрали именно такой путь — показать важные события истории Севастополя через конкретные судьбы, яркие эпизоды из жизни людей, так или иначе связанных с городом. Сейчас на нашем телевидении появилось огромное количество исторических фильмов и программ. Это очевидное доказательство того, что история интересна, люди хотят знать о своем прошлом, то есть о самих себе, как можно больше и без купюр. Значит, мы со своим проектом стопроцентно попадаем в зону пристального внимания зрителей. <br>

У нас нет никакого желания одни штампы менять на другие. Выискивать незатертые факты, малоизвестные истории — очень увлекательное занятие. В первом фильме цикла показано шестимесячное путешествие императрицы Екатерины II практически со всем ее двором из Петербурга в Крым — через заснеженные поля России к Черному морю… Свита, дипломаты, послы, вельможи, придворные. И даже австрийский император Иосиф II… Меняются пейзажи, кареты, лошади, действующие лица и декорации… Авторы рассказывают о давно прошедших событиях с помощью реконструкции. И все это подается достоверно, исторически точно и в то же время лукаво. Весь фильм пропитан юмором, даже иронией, он оказался на стыке жанров, в нем смешались законы игрового и документального кино. В сценарии масса анекдотов и забавных случаев, часто менявших ход истории. То же и в кадре: неожиданно оживают &quot;потемкинские деревни&quot;, нарисованные на куске фанеры, морские пейзажи и старинные портреты. <br>

Одной из наиболее запоминающихся сцен фильма стало явление Российского флота в Ахтиарской бухте. Красавцы-корабли с белоснежными натянутыми парусами демонстрировали истинную мощь флота, обосновавшегося на южных рубежах России. А залпы раскатистого салюта, которым моряки приветствовали императрицу, были слышны, как уверяли современники, даже на турецком берегу. Это еще один из примеров того, что авторы фильма не скрывают условности своего &quot;путешествия&quot; по различным эпохам. <br>

Все это было бы невозможным без главной фигуры — Рассказчика, Ведущего, который &quot;держит&quot; весь фильм, живет в двух измерениях, почти постоянно присутствуя в кадре или за кадром. Его, конечно, трудно не заметить при выдающемся росте — 196 см! На эту ключевую для проекта роль был приглашен известный актер театра и кино, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Время от времени благодаря своему удивительному таланту актер становится непосредственным участником тех далеких событий, он перевоплощается в десятки персонажей — от князя Потемкина Таврического до адмирала Нахимова, от хирурга Николая Пирогова до офицеров времен белой эмиграции и участников Великой Отечественной войны. <br>

— Этот фильм — вне политики, вне национальности, — рассказывает Игорь Золотовицкий. — Я взялся за &quot;Севастопольские рассказы&quot;, потому что ничего подобного еще не делал. <br>

Вслед за первой серией были отсняты и уже готовы следующие: &quot;Крымская война&quot; (две части), &quot;Оборона Севастополя&quot;, &quot;Мятежные корабли. 1905 год&quot;, &quot;Красные на Черном&quot;, &quot;Уходили мы из Крыма…&quot; <br>

Значительная часть материала была снята в нашем городе. В Балаклавских штольнях речь шла о создании мощного противоатомного проекта, в Севастопольской бухте — о гибели в 1955 году линкора &quot;Новороссийск&quot;. Велись съемки в Ливадийском дворце, в других местах Крыма. Зрители увидят на экране флотоводцев Нахимова и Корнилова, поэта Анну Ахматову, писателей Александра Куприна, Ивана Шмелева, Аркадия Аверченко, кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, исследователя Арктики Ивана Папанина… <br>

Рассказ о персонажах каждого фильма скрепляет сквозная история: например, в фильме о Крымской кампании 1854-1856 гг. повествуется о том, как в 1911 году основатель российского кинематографа, состоящий в запасе по войску Донскому, есаул Александр Ханжонков снимал в Крыму картину &quot;Оборона Севастополя&quot;, первым зрителем которой стал император Николай II… <br>

Большую помощь создателям фильма оказали севастопольцы — как официальные лица, так и ветераны, молодежь. Авторы постоянно консультируются с научными сотрудниками, учеными, военными, моряками. В съемках широко используются подлинные предметы быта, оружие, костюмы. В результате скрупулезно возрождается атмосфера эпохи. В числе консультантов — Алексей Литвин, Юрий Падалка, Екатерина Алтабаева. В костюмированной массовке заняты многие севастопольцы, а вот в Дашу Севастопольскую замечательно перевоплотилась редактор студии телевидения Елена Делендриева. <br>

Итак, в воскресенье в 15.00 смотрите первую часть историко-кинематографического цикла о нашем городе.<br>

Автор сценария — Елена Полякова. Режиссер — Александр Бруньковский. Оператор-постановщик — Иван Макаров. Художник-постановщик — Марат Ким. Продюсер — Светлана Резвушкина.<br>

Другие статьи этого номера