Михайловская батарея: притяжение исторической памяти

Мы уже рассказывали нашим читателям об уникальном проекте — международном фестивале современного искусства "Война и Мир", который будет проходить в нашем городе с мая по октябрь. Его участниками станут представители 11 государств. Это многоплановое и многожанровое событие включает в себя несколько проектов: фестиваль фотографий, военно-музыкальный фестиваль, фестиваль современного искусства "Балаклавская Одиссея", Севастопольский кинофестиваль "Война и Мир". Фестивальные проекты предусматривают максимально возможное использование историко-культурных и архитектурных памятников Севастополя.
ЗДЕСЬ ЕЩЕ НЕ СТУПАЛА НОГА ТУРИСТА<br>

Среди важных элементов проекта — международный фестиваль военных оркестров и фотоэкспозиция, которая пройдет на Михайловской батарее. Этот уникальный фортификационный объект прежде был закрыт для посещения. И это при том, что равелины — Константиновский, Михайловский (а был еще и Николаевский) — являлись неотъемлемой частью городского ландшафта. Но изначально эти объекты как оборонительные сооружения входили в состав Военно-Морского Флота, и потому, видимые и хорошо знакомые снаружи, были недоступны для горожан. <br>

И вот теперь Михайловская батарея раскрывает свои секреты в качестве филиала Музея Вооруженных Сил Украины. <br>

Одними из первых этот объект посетили участники международного семинара, который прошел в Севастополе по проекту Агентства США по международному развитию &quot;ЛИНК&quot; (&quot;Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность&quot;). Знакомя гостей нашего города с Михайловской батареей, художественный руководитель фестиваля &quot;Война и Мир&quot; Роман Мархолиа особо отметил: <br>

— Наша принципиальная идея — открывать новые пространства. Мы не выставляемся в музеях, выставочных залах, а используем естественную городскую среду. В прошлый раз мы открыли для широкой публики Балаклавские штольни, чем пробудили огромный интерес к этому объекту. Михайловская батарея вызовет не меньший всплеск эмоций. Я уверен, что в скором времени здесь будут снимать, образно говоря, миллионы фильмов. Но вы все это видите первыми. <br>

Участники семинара не скрывали своего восхищения. Все здесь носит зримые следы истории, боев, сражений, смены вех и событий. На огромном плацу, окруженном по периметру крепостными стенами, Роман рассказывал о том, что именно здесь 1 мая выступлением симфонического оркестра откроется фестиваль &quot;Война и Мир&quot;. В торжественной церемонии примет участие всемирно известный музыкант Алексей Ботвин. В сопровождении оркестра под руководством Владимира Кима прозвучат второй концерт С. Рахманинова и увертюра &quot;1812 год&quot; П.И. Чайковского.<br>

Присутствующий здесь же В.Н. Ким хлопает в ладоши — чистый звук разносится по площади.<br>

— Великолепная акустика! — радостно говорит Владимир Николаевич. — Звучание будет прекрасным. Проводить здесь симфонические концерты — очень интересная и перспективная идея. На Западе давно используют подобные старинные объекты в качестве концертных площадок. <br>

А в помещениях батареи, бывших казематах, развернутся выставочные экспозиции на батальные темы из фондов военно-исторических и художественных музеев. Будут представлены образцы живописи, предметного фонда, исторические фотографии, посвященные событиям Крымской войны и жизни военного гарнизона того времени. Можно не сомневаться, что особый интерес вызовет коллекция братьев Шереметьевых. Многие посетители впервые увидят фотографии первых военных фотокорреспондентов Роджера Фентона и Джеймса Робертсона, которые делали снимки на полях крымских сражений. <br>

Проводя гостей по огромным помещениям равелина, останавливаясь у окон-бойниц, из которых открывается великолепная панорама бухты, Роман Мархолиа увлеченно рассказывал: <br>

— Проходили годы, менялись устои, а здесь, несмотря на многочисленные следы бомбардировок, практически все осталось, как было полтора века назад. Главное достоинство — это помещение не разрушено. Оно светлое, хотя это военное сооружение. Все носит следы изящной замковой архитектуры XIX века. Перенесемся мысленно в те годы: здесь, в жилой казарме, были деревянные полы, в каждом отсеке стояли две печи, располагались четыре кровати. А вот так, к потолку, крепились орудия. Вся эта обстановка сохранилась на литографиях Робертсона и Фентона. Вспомним: именно сюда, на Михайловскую батарею, прибыл герой &quot;Севастопольских рассказов&quot; Л.Н. Толстого.<br>

Предполагается, что к открытию фестиваля помещения равелина будут благоустроены. Как сообщил начальник Центрального музея Вооруженных Сил Украины полковник В.В. Карпов, будет произведен ремонт крыши, настелят деревянные полы, установят окна, проведут освещение.<br>

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА<br>

Из энциклопедического справочника &quot;Севастополь&quot;. Михайловская батарея расположена на северном берегу Севастопольской бухты, на выдающемся к юго-западу мысе, невдалеке от Сухой балки. Вначале на этом берегу, предположительно в 1794 г., для защиты входа в бухту была построена земляная батарея 2. В 1806-1808 гг. она была перестроена в форме неправильного четырехугольника. В 1843-1846 гг. по проекту инженера-полковника Фелькерзама на месте земляной построена казематированная (известняковая) двухэтажная батарея второй линии обороны: в виде буквы &quot;С&quot; из одного фаса, обращенного к морю, и двух коротких флангов для обороны бухты. Длина батареи с флангами — 205 м, высота от основания — 10 м, толщина наружной стены — 1,8 м. С горжи батарея была защищена оборонительной стеной со рвом. На вооружении Михайловской батареи, которая получила свое имя после 1846 г., накануне Крымской войны, было 77 орудий. <br>

Батарея почти не принимала участия в борьбе с англо-французским флотом, бомбардировавшим 5.10.1854 г. город и укрепления. В октябре 1854 г. здесь были размещены больные и раненые, переведенные из морского госпиталя. После окончания Крымской войны батарея потеряла свое боевое назначение и в конце XIX — начале XX века служила складом и казармой (Михайловская казарма) для 7-й и 8-й рот 2-го батальона Севастопольской крепостной артиллерии. <br>

Солдаты, располагавшиеся здесь, приняли активное участие в вооруженном выступлении артиллерийского гарнизона крепости против царского самодержавия в мае 1906 г. В 20-30-е годы прошлого века помещения батареи использовались под склад. Во время обороны Севастополя 1941-1942 гг., во второй половине июня 1942 г., когда фашисты прорвались на Северную сторону, здесь был создан опорный пункт. Его защищали бойцы и командиры 110-го зенитного артполка ПВО ЧФ, береговой батареи 102 и авиачастей под командованием капитана Р. Хайруллина. В течение трех дней гарнизон отбивал атаки противника и эвакуировался по приказу командования в ночь на 24.06.42 г.<br>

ИСПОЛЬЗУЯ ОПЫТ &quot;ПИНЧУК-ЦЕНТРА&quot;<br>

Участники семинара не скрывали своего восхищения! Как может развиваться в будущем этот уникальный экскурсионный объект? Насколько реалистична идея Романа Мархолиа? Такие вопросы я задала присутствовавшему на семинаре представителю благотворительного фонда &quot;Современное искусство в Украине&quot;, исполнительному директору &quot;Пинчук-центра&quot; Дмитрию Логвину. Этот центр имеет огромный опыт создания различных фестивалей. О том, как они влияют на инфраструктуру городов, в которых проходят, Дмитрий Логвин рассказывал на открытии семинара &quot;ЛИНК&quot;. &quot;Пинчук-центр&quot; за короткое время собрал солидную коллекцию современного украинского искусства, для которого специально был создан музей. По приглашению фонда впервые в Украине побывали такие знаковые представители мира искусства, как Элтон Джон, Пол Маккартни. А выставочные маршруты &quot;Пинчук-центра&quot; протянулись далеко за пределы Украины. Именно центр уже не раз представлял Украину на престижном Венецианском бьеннале, где наш павильон пользовался огромной популярностью. <br>

— К проекту Мархолиа отношение может быть только восхищенное, — говорит Дмитрий Логвин. — Я понимаю, как сложно проводить такие новшества в жизнь и как часто могут опускаться руки от той ситуации, в которой находимся все мы, занимающиеся не чистым бизнесом, а искусством. Энтузиазм Мархолиа, его знания, его увлеченность, его абсолютный оптимизм заслуживают огромного уважения. <br>

Что же касается Михайловского равелина, то мне, наверное, проще, чем другим, смотреть на батарею, поскольку точно в таком же состоянии (если не хуже) был киевский &quot;Арсенал&quot;, когда мы в 2003 г. рассматривали его в качестве культурного объекта. А теперь это прекрасный выставочный комплекс, известный далеко за пределами Украины. И сегодня, когда мы сели на катер, чтобы пересечь бухту, и я увидел с моря Михайловскую батарею, то сразу понял, что здесь можно сделать. Я испытал гордость за страну, что у нас есть такие уникальные объекты, и в то же время сожаление, что они находятся в таком состоянии. Безусловно, Михайловский равелин сейчас трудно показывать неспециалистам. Что увидят люди? Просто стены? Но ни в коем случае не надо стараться делать здесь подобие евроремонта, то, что пытаются сотворить с киевским &quot;Арсеналом&quot;: штукатурочка бежевая, коричневая окантовочка на кирпичике… Ни в коем случае! Тогда затеряется весь смысл здания… Надо убрать мусор, провести свет, сделать систему отопления, обеспечить систему безопасности. И больше ничего не надо. Чем проще пространство, тем лучше будут смотреться в нем выставляемые работы. И тем больше будет желания узнать, что же здесь было раньше и для чего это строилось. <br>

Дмитрий Логвин планирует, что в ходе международного фестиваля &quot;Война и Мир&quot; &quot;Пинчук-центр&quot; привезет в Севастополь и выставит в этих стенах часть своей обширной коллекции. <br>

— Фонды &quot;Пинчук-центра&quot; насчитывают огромное количество экземпляров, выставить которые в своих залах практически невозможно, — говорит Дмитрий Логвин. — К нам обращаются представители Днепропетровска, Одессы. Мы везем свои образцы для экспозиции и в ближайшее время откроем там свои филиалы. Мы готовы бесплатно привезти и показать наши коллекции в Севастополе. Возможно, мы покажем то, что делали в &quot;Арсенале&quot;: наша первая выставка называлась &quot;Прощай, оружие!&quot;<br>

…Мы уезжали с Михайловского равелина, и он снова вырастал на фоне бухты, отражаясь в глади воды своими мощными сооружениями. Я смотрела и вспоминала Шиньонский замок на Женевском озере, который увековечен благодаря Байрону и его поэме &quot;Шиньонский узник&quot;. Ныне это широко известный туристический объект, который притягивает тысячи людей и, естественно, приносит весомый доход казне. Наша Михайловская батарея пока никому не известна, но, право же, грех не показывать ее и не задействовать в таких больших акциях.<br>

Другие статьи этого номера