…Эти фотографии 50 лет дожидались того момента, чтобы их узрели тысячи читателей "Славы Севастополя". Хочется надеяться, что и музейными экспонатами они тоже скоро станут….Павел Гуров собирался в редакцию "Славы" давно, да как-то все времени не хватало. "Хочу, чтобы имя моего отца — как первостроителя здания Диорамы на Сапун-горе — заняло свое скромное место среди севастопольцев, чьими усилиями писалась и пишется история моего прекрасного города", — примерно такую мысль высказал при нашей встрече Павел Леонидович.
Он представил редакции два документа, в которых отражены некоторые этапы создания одной из лучших диорам планеты — замечательного образца отечественной батальной живописи. Ценность этих фотодокументов в том, что они отправляют читателя в уже далекий 1959 год, когда официально была открыта Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года".
На одном из снимков мы видим группу военных строителей под руководством главного инженера В. Шевнина. Только что отзвучали торжественные речи на открытии Диорамы, и неизвестный нам фотомастер запечатлел на пленку всю бригаду. В центре (обозначен стрелочкой) — отец нашего читателя, электросварщик Леонид Гуров.
Это усилиями их рук и разума было за 1,5 года перестроено на Сапун-горе бывшее здание военно-полевого музея, посвященного наступательным операциям и боевым действиям войск 4-го Украинского фронта, в составе которого воевали бойцы Отдельной Приморской армии, освобождавшей Севастополь.
На другом снимке — предметный (натурный) план диорамы. На нем сфотографированы главные создатели уже непосредственно полотна — знаменитая "тройка" студии военных художников им. М.Б. Грекова: народный художник СССР П.Т. Мальцев, заслуженный художник РСФСР Г.И. Марченко и Н.С. Присекин. Мы видим баталистов, непосредственно занятых делом: приводящих в состояние, близкое к реальному, руины дота, на заднем плане которого изображены в полный рост герои кульминационного момента штурма Сапун-горы войсками 51-й и Отдельной Приморской армий.
Слева — Г.И. Марченко, в центре — П.Т. Мальцев, справа — Н.С. Присекин.
На обороте этого снимка — оригинальная надпись (см. снимок вверху. — Авт.) свидетельствующая о том, что к отцу севастопольца Павла Гурова, Леониду Гурову, все три художника относились по-особому тепло и сердечно, называя его Алешей. Не иначе, как признавая его тоже художником, но в своем огненном, деле…