Какой туризм нужен Севастополю?

ГОЛЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Утверждения из серии "Севастополь — крупный туристический центр" или "развитие туризма — будущее города" уже лет 15 воспринимаются как некие аксиомы. Ведь и правда: после того как город стал открытым, в него потянулись тысячи и тысячи людей, жаждущих приобщиться к историческому наследию или просто отдохнуть у моря.

Официальная статистика, если относиться к ней некритически, тоже выглядит обнадеживающе. Так, буквально пару дней назад начальник управления культуры и туризма Севастопольской городской государственной администрации Татьяна Зенина озвучила в прессе высокие показатели, достигнутые Севастополем по итогам сезона-2009.

По словам Зениной, среди 27 регионов Украины Севастополь занимает "второе место по экскурсионной деятельности, третье — по въездному, иностранному туризму и по объему предоставленных туристических услуг, четвертое — по общему количеству обслуженных туристов, пятое — по платежам в бюджет". Одним словом, ура! Мы среди лидеров.

Однако в конце своего сообщения Зенина добавила ложку дегтя: несмотря на положительные результаты работы, большой проблемой для сферы туризма в Севастополе остается нелегальный бизнес. "Нерешенными остались проблемы выведения "из тени" частных гостиниц, плохое состояние городских пляжей, уровень оказываемых сервисных услуг, отсутствие необходимого количества автостоянок".

Это приводит к показательной ситуации: по данным ГНА, 80% доходов городского бюджета — это отчисления с доходов физических лиц. Причем львиная доля средств поступает в виде отчислений от небольших зарплат. Доходы частных лиц от сдачи жилья в аренду в этой сумме — мизер. В общей сложности поступления от туризма составляют 5-7% доходов городского бюджета.

Таким образом, Севастополь пока еще остается притягательным для гостей, но туристическая инфраструктура по-прежнему "ниже плинтуса", а город от туризма получает мизерную отдачу. В этой связи вызывает интерес мнение депутата горсовета Елены Баженовой, руководителя группы компаний "Ласпи", являющейся одним из лидеров туристического бизнеса в Севастополе.

Баженова сказала, что "при всем имеющемся потенциале Севастополя необходимо честно сказать, что сегодня туристическая функция города — это в большей степени всего лишь историческая декорация. И сотни тысяч людей приезжают в город всего на несколько часов".

Примечательно, что этот тезис Елена Николаевна озвучила еще в 2008 г. Прошло два (пусть кризисных) года, но ничего не изменилось, и особых надежд на изменения нет.

Ситуация лишь ухудшилась, поскольку очередные сотни гектаров земли у моря, на которых могли быть возведены объекты туристической инфраструктуры, отданы под частную застройку. К тому же случилось несколько аварий на инженерных сетях, которые омрачили отдых сотням людей и ухудшили и без того не блестящий имидж Севастополя как курорта.

ТЕМНАЯ СТОРОНА

Для участников туристического рынка, да и для многих севастопольцев, не секрет, каким образом организован отдых в нашем городе и какие туристы в основном к нам приезжают. Преимущественно это люди, которые готовы жить в достаточно скромных условиях и минимально тратиться на сопутствующие услуги, в том числе — и на еду. Ведь многие курортники даже продукты с собой везут.

Отношение к такому туризму — двоякое. Сегодня он является важным подспорьем для тысяч жителей города, которые, сдавая в сезон свои квартиры или дачи, получают основную часть годового дохода. Если вдруг поток малобюджетных туристов иссякнет, пострадают как раз рядовые севастопольцы. Ведь адекватной замены такому, пусть теневому, не совсем цивилизованному, но массовому способу зарабатывания денег сейчас в городе нет. Особенно в условиях сокращения тысяч людей с Черноморского флота. Поэтому лиц, которые получают доход таким способом, мало волнуют проблемы городской инфраструктуры: мусор, нагрузка на общественный транспорт, загрязнение бухт стоками и т.д. Люди вынуждены жить сегодняшним днем, поскольку надежд на светлое будущее мало.

С другой стороны, существует определенная прослойка людей, которые уже "поднялись" и владеют одной-двумя-пятью мини-гостиницами. Это полноценный бизнес, который в значительной мере находится "в тени". Доходы этих лиц не идут ни в какое сравнение с заработками тех, кто сдает свою личную квартиру. Следовательно, и спрос с них совершенно другой.

Однако — парадокс. Город у нас не такой большой. Все мини-гостиницы и пансионаты известны. Известно также, кому они принадлежат. И тем не менее вывести эти гостиницы "из тени", как в очередной раз сказала Зенина, не получается — и все тут! Значит, возможности участников этого бизнеса гораздо больше, чем стремление властей навести порядок и пополнить городскую казну. Возможно, стремление ослабевает в связи с тем, что многие "отцы" и "матери" города являются владельцами таких "теневых" гостиниц, но это, впрочем, лишь предположение.

Поэтому любые попытки "осветлить" этот рынок, установить здесь цивилизованные правила игры будут наталкиваться на противодействие и обычных севастопольцев, и нынешних владельцев туристических объектов, среди которых немало представителей власти.

ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Переломить ситуацию может только приход крупных инвесторов, которые способны подавить сопротивление "массой" и разорвать порочную практику. Но инвесторы не придут, пока не будет ясности с будущим Черноморского флота, пока не будут модернизированы инженерные сети и прописаны четкие правила игры.

Первое и самое простое — установление правил игры — во многом может быть решено на городском уровне. Но до тех пор, пока не появится мощное лобби в городской власти, изменений не будет. А кто же возьмется лоббировать интересы инвесторов? Ведь очевидно, что внутреннего ресурса для развития в городе нет. Нужно привлекать ресурс извне, то есть создавать условия для "чужаков", "варягов" в ущерб "своим".

Учитывая пресловутое "оборонное сознание" жителей Севастополя, недовольство людей легко направить против любых попыток построить что-то большое, если оно будет конкурировать с интересами наших местных бонз. Среди прочего именно из-за сопротивления местных элит в городе до сих пор не реализовано ни одного гостиничного проекта мирового уровня.

В прошлом году с боями было принято решение выделить землю под строительство гостиничного комплекса на мысе Хрустальном (инвестором должна была выступить компания "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты и Виталия Гайдука). Кроме гостиниц, инвесторы обязаны построить Музей Великой Отечественной войны. Возможно, этот проект откроет новую страницу в истории севастопольского туризма, но пока его реализация под вопросом: кризис. Плюс у Индустриального союза Донбаса сменился собственник.

В общем, если Севастополь всерьез рассчитывает стать туристическим центром, еще многое предстоит поменять. Сейчас же за оптимистической статистикой скрываются неприглядные реалии. Уместна аналогия с государствами Африки: многие беднейшие страны занимают первые позиции по добыче и экспорту полезных ископаемых, какао-бобов, кофе. Они исчерпывают свои ресурсы. Однако весь доход получают узкий круг местных правителей и транснациональные компании, а большинство людей живет в нищете.

Так и в Севастополе: туристов много, они создают массу проблем, городская инфраструктура изнашивается очень быстро, а адекватной отдачи, за счет которой можно было бы восполнять урон, нет. И при этом везде рассказывают о выдающемся туристическом потенциале города.

ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ

Попытки сделать Севастополь центром круглогодичного туризма за счет развития новых видов услуг, в частности конференц-туризма, пока приносят только локальные результаты, не влияющие на общую картину.

Например, провести в городе конференцию мирового уровня на 300-500 участников весьма затруднительно. Их проблематично расселить в нормальных условиях, нет места, где можно проводить заседания, и т.д. А ведь в мире ежегодно проводятся тысячи таких мероприятий, и компании, которые по 5-10 раз собирали своих сотрудников в Париже, Риме или Москве, ищут новые места.

Однако предложить им соответствующие условия город не может. Поэтому повысить статус Севастополя за счет серьезных международных форумов, например в рамках ОЧЭС или других региональных проектов, проблематично. Все едут в Ялту, где условия для таких мероприятий есть.

То есть нужны большие гостиницы, конференц-залы и выставочные комплексы, рестораны, цивилизованные экскурсионные услуги, нужны аэропорт и хорошие дороги. О наличии воды, отопления и нормальной канализации не говорим — без них вообще не о чем рассуждать. Тогда туризм будет приносить ту отдачу, ради которой стоит его развивать, и оправдывать надежды, которые на него возлагают.

Сейчас же в этой области больше слов, чем дел. Например, та же сфера портовых услуг и морских грузоперевозок развивается более динамично. Есть конкретные проекты, которые уже сегодня позволяют превращать потенциал в реальные дивиденды (например, зерновой терминал "Авлиты", новый зерновой терминал в микрорайоне Камышовой бухты и др.). По официальным данным, отчисления в городской бюджет от одной "Авлиты" уже сопоставимы со всей туристической отраслью. Есть и новые инициативы, способные дать серьезный импульс, например контейнерный терминал, который собираются построить в Инкермане.

Туристическая сфера также нуждается в конкретных масштабных проектах. Тогда будет движение, сейчас же — скорее разогрев перед стартом.

Другие статьи этого номера