Светлана БОЙКО: "Наша задача — воспитать ЧИТАТЕЛЯ"

Накануне Всеукраинского дня работников культуры и народного искусства центр информационных ресурсов севастопольской билингвальной гимназии N 2 получил замечательный подарок из Москвы: материалы из опыта работы центра были напечатаны в сборнике "Моделирование библиотечно-информационного обеспечения общеобразовательных учреждений" научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (г. Москва, 2009 г.). Этот сборник продолжил серию статей заслуженного работника культуры Украины, заведующей центром информационных ресурсов севастопольской билингвальной гимназии N 2 Светланы Бойко, напечатанных ранее во всеукраинской газете "Шк?льна б?бл?отека плюс", журналах "Р?дна школа", "Директор школи, л?цею, г?мназ?ї", "Школьная библиотека" (Россия), а также в профессиональных сборниках Российской академии образования "Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений (материалы)"; "Библиотечное дело. XXI век"; "Библиотеки и чтение в структуре современного образования". О проблемах и задачах, стоящих сегодня перед детскими библиотеками, рассказывает С. Бойко.- Мы принимаем участие в международном проекте государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского "Открытое обсуждение модели обеспечения образовательного процесса библиотечно-информационными ресурсами", — говорит Светлана Семеновна. — Во многих странах чтение подрастающего поколения относится к общенациональным проблемам. Там созданы институты исследования детского чтения, центры и дома детского чтения и литературы для детей. Я внимательно слежу за развитием детских библиотек в Украине, бывая за рубежом (в России, Чехии, Польше), стараюсь посещать их детские библиотеки.

— Перенимаете опыт?

— Конечно, национальные и государственные библиотеки имеют больше возможностей для развития. Для нас, например, очень интересен опыт небольшого польского города Красника, где я побывала в 2008 году на семинаре польско-украинского центра гражданского образования. Один из филиалов городской публичной библиотеки, состоящий из детского, взрослого и читального залов, встречает любого входящего сюда адресом сайта библиотеки, написанным огромными буквами. В детском отделе — мягкие игрушки, наборы игр, библиографические указатели… Взрослый отдел — строг, но функционален. Читальный зал небольшой, фонд в основном справочный, но благодаря Интернету и системе межбиблиотечного абонемента решаются многие проблемы: приобретенная за семь злотых карточка позволяет пользоваться всеми городскими филиалами пожизненно. Благодаря электронному каталогу библиотеки еще дома можно узнать, в каком из ее филиалов находится нужное издание и в каком количестве. Все процессы в библиотеке автоматизированы и механизированы. Созданы условия для читателей-инвалидов. Финансирование библиотеки — бюджет, проектная деятельность, спонсоры и отчисления от денег, полученных за штрафы за курение и употребление спиртных напитков.

— Сегодня нередко приходится слышать о том, что в век Интернета традиционные библиотеки, где читателям выдаются книги на дом, себя изживают и что подрастающее поколение теряет интерес к чтению…

— Расхожую фразу о том, что дети не читают, говорят те, кто не сталкивается с этим ежедневно. На мой взгляд, сегодня есть проблема с чтением печатных книг, большая проблема с комплектованием библиотечных фондов, подготовкой библиотечных специалистов, адаптацией их к современному миру. Сегодня одним из самых востребованных ресурсов Интернета стали библиотеки: виртуальные, или электронные, цифровые и мобильные. Современные дети очень активно пользуются электронными справочниками и энциклопедиями (статистика есть в Интернете), интерактивными книгами, слушают аудиокниги с помощью компьютеров, мобильных телефонов, карманных компьютеров и MP3-плееров.

— Чтобы привлечь читателя, необходимо иметь книги, как говорится, на любой вкус. Чем ваша библиотека привлекает детей?

— Наш центр информационных ресурсов (ЦИР) благодаря администрации гимназии, родительской общественности и высокопрофессиональному педагогическому и библиотечному коллективам стал первой инновационной школьной библиотекой Севастополя — единственной в Украине, имеющей в структуре отдел иностранной литературы (библиотечный фонд широко представлен на 5 языках). Нашу гимназию и отдел иностранной литературы ЦИР посещают не только гимназисты, студенты, аспиранты, но и гости из-за рубежа — России, США, Франции, Швеции, Швейцарии. Только за последние полгода у нас в гостях были Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине Жак Фор, атташе по вопросам взаимодействия в области французского языка Посольства Франции в Украине Франк Ивер, группа французских педагогов из лицея города Ле-Ман, и в их глазах всегда удивление при виде нашего большого книжного фонда.

На календаре у нас — XXI век, стремительный и активный, век новых информационных технологий. Ведь иногда людям не хватает времени даже дойти до библиотеки, и тогда выручают электронные и мобильные ресурсы. Если мы не будем комплектовать библиотеки новыми информационными ресурсами, аккумулировать и использовать их в своей работе, то станем неинтересны современному читателю. Иными словами, в инновационной модели библиотеки должен происходить постоянный процесс интеграции новых элементов, позволяющий расширить диапазон деятельности библиотеки.

Мы стараемся максимально соответствовать этому. Опыт работы ЦИР с 2001-го по 2010 год был представлен на профессиональных форумах от городского до международного уровня. В статье "Моделирование школьных библиотек за рубежом" Е. Зуевой, заведующей научно-методическим отделом государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Российской академии образования, о нас говорится следующее: "Интересная специальная модель библиотеки разработана в школе-гимназии N 2 города Севастополя. С середины 2001 г. здесь действует центр информационных ресурсов, ориентированный на специфические особенности информационно-библиотечной поддержки образовательных учреждений лингвистического профиля. Созданный на базе традиционной школьной библиотеки, сегодня он имеет отдел обслуживания младших школьников, абонемент 5-11-х классов, читальный зал, отдел иностранной литературы, зал массовой работы, который легко трансформируется в выставочный, видео- или конференц-зал, а также книгохранилище" (более подробно — в Интернете: http://schoollibrary.ioso.ru/index, http://bibl-systema.narod.ru/tekst93.html).

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера