Нельзя доводить народ до отчаяния

После повышения тарифов в городской совет профсоюзов ежедневно обращаются севастопольцы с требованием защитить их права на достойную жизнь, на социальные гарантии, провозглашаемые Конституцией Украины. 29 марта этого года на сайте СГГА появилось сообщение под заголовком "Сергей Куницын: "Депутатскому корпусу все-таки придется рассмотреть вопрос тарифной политики". Сообщение заканчивалось словами: "Я призываю и депутатов, и специалистов администрации, и руководителей коммунальных предприятий собраться вместе и проанализировать ситуацию, чтобы выработать совместно решение по тарифам". Учитывая, что этот вопрос затрагивает интересы каждого севастопольца, городской совет профсоюзов выступал и выступает за привлечение к этому обсуждению широкого круга общественности, что позволит принять более сбалансированное решение.Свою позицию относительно готовящегося повышения тарифов на квартирную плату, отопление и горячее водоснабжение президиум Севастопольского горсовета профсоюзов изложил еще 22 сентября 2008 года, в котором указал, что перед подобным повышением необходимо определить и законодательно закрепить реальный прожиточный минимум, установить в соответствии с ним минимальную заработную плату, увеличить индексируемую часть доходов, уменьшив до 9-12% по отношению к ним предельный размер платы за жилищно-коммунальные услуги.

Да и как вообще можно принимать решение о повышении тарифов в ситуации, когда в государстве существует многомиллионная задолженность по заработной плате? Удивляет, что государство и местные власти считают возможным наращивать собственные долги перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, ни копейки не вкладывая в их реформирование, техническое перевооружение, капитальный ремонт, привычно взваливая неизбежные в такой ситуации убытки на плечи населения, заставляя его платить больше.

Словосочетание "новые экономически обоснованные тарифы" никак нельзя соотнести с тем, что еще недавно пыталась внедрить СГГА. Складывается впечатление, что там не знали, что севастопольцы — народ грамотный и сами в состоянии проверить многие экономические обоснования. Благо всё это регулярно печатается в официальных СМИ и находится в свободном доступе на официальном сайте Госкомстата.

Вот передо мной данные статистики по регионам Украины за февраль 2010 года. Нас убеждают, что по размеру стоимости коммунальных услуг Севастополь после повышения тарифов поднялся лишь в середину списка регионов Украины. Цифры же говорят о другом: например, по содержанию 1 кв. метра придомовой территории повышенные тарифы поставили Севастополь на третье место после Киева и Черкасс. При этом себестоимость содержания 1 кв. метра придомовой территории в Севастополе составляет 91 копейку, а тариф установлен в размере 1,51 грн.

Это что, и есть то самое экономическое обоснование? Но ведь тариф на 65 процентов выше себестоимости! В Киеве же, наоборот: при себестоимости этой услуги в 1,82 грн тариф ниже — 1,70. И это понятно: киевские власти находят способы поддержки собственного населения. А уж если у нас тарифы на содержание 1 кв. метра придомовой территории на 65% выше их себестоимости, так надо бы людям рассказать, куда будет направлена эта прибыль, что получат от нее сами коммунальные предприятия, отразится ли это на качестве предоставляемых услуг. Вот где требуется экономическое объяснение!

Почему руководители СГГА в вопросах тарифов решили "бежать впереди планеты всей" — дело их политики. Может, в этом и не было бы ничего плохого, если бы не одно "но". О тех, кто будет платить, не подумали. Проанализировать платежеспособность населения просто не удосужились. Панацеей для беднейших слоев населения признали субсидию. Но если посмотреть глубже, можно ужаснуться, до чего сегодня доведены люди. Прожиточный минимум в Украине на 1 января 2010 года составляет 825 грн. Оформит человек субсидию, заплатит 20% от этой суммы и останется у него на все про все 560 грн. При нынешних ценах за такие деньги и пару зубов не запломбируешь. Впрочем, наши "премудрые экономисты" и тут найдут обоснованное решение — например "положить зубы на полку".

К счастью, в Украине не все градоначальники так беспечно относятся к своим землякам. К примеру, Киев из 27 регионов Украины по теплу находится на 27-м месте (самый маленький тариф), по горячей воде — на 27-м, по воде и стокам — на 24-м. Между тем по итогам 2009 года уровень средней заработной платы в Севастополе почти в 2 раза ниже, чем в Киеве (1882 грн против 3161). Кстати, средняя заработная плата в 2009 году в Украине составила 1906 грн. Как видите, у нас она ниже, чем в целом по Украине.

Городской государственной администрации необходимо разработать механизм изменения тарифов на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства в зависимости от изменения составляющих тарифов, чтобы обеспечить максимальную понятность и прозрачность. Следует изыскать возможность для материальной поддержки многодетных семей, ветеранов труда, одиноких матерей, пенсионеров и других категорий, просто не имеющих возможности "вытянуть" на себе подобные "экономические обоснования".

Может сложиться впечатление, что профсоюзы Севастополя не понимают катастрофического положения коммунальных предприятий. Это не так. Мы — за то, чтобы на реформирование этой важнейшей сферы городского хозяйства ежегодно изыскивались средства, чтобы между потребителем услуги и ее производителем были заключены договоры. Отношения коммунальных служб и населения должны быть понятными и доверительными.

Впечатление же такое, что в вопросах тарифов севастопольцев решили просто одурачить, а в результате одураченными оказались коммунальщики. По данным бюллетеня о социально-экономическом состоянии Севастополя, опубликованном на сайте Севастопольского управления статистики, в январе 2010 года население Севастополя оплатило услуги ЖКХ, включая погашение долгов за предыдущие периоды, в размере 25 млн 241 тыс. грн, или 57,8% начисленных за этот период сумм. Задолженность населения по оплате ЖК-услуг в январе увеличилась на 24,3%, а на начало февраля составляла более 90 млн грн. В январе-феврале субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии назначены 686 семьям, при этом общая сумма таких субсидий составила 85,4 тыс. грн. Согласно данным горупрстата, средняя сумма назначенной субсидии на одну семью в феврале равнялась аж… 216,1 грн.

Цифры и факты свидетельствуют об одном: непродуманности тарифной политики, углублении кризиса ЖК-сектора экономики в Севастополе. А между тем такие предприятия жилищно-коммунальной сферы Севастополя, как КП "Севгорводоканал", КП "Севтеплоэнерго", "Севэлектроавтотранс", рэпы, — немногие из работающих без ухода в теневую экономику.

Именно они своими налогами пополняют городской бюджет, именно здесь заключаются коллективные договоры, и их работники могут рассчитывать на социальную защиту. К сожалению, заработная плата большинства сотрудников частных предприятий находится в теневом секторе, и пока налоговые органы здесь, мягко говоря, проявляют беспринципность. Если на жилищно-коммунальных предприятиях средняя заработная плата превышает 1,5 тыс. грн, то некоторые ЧП, занимающиеся строительством, торговлей, перевозкой, позволяют себе показывать ее в размере менее 500 грн. Ясно, что за такие деньги никто бы у них не работал. Тем не менее люди, находясь в безвыходном положении, трудятся. При этом не имеют права ни на больничный, ни на отпуск.

Вот бы где труженикам создать свои профсоюзные организации, заключить коллективные договоры и защитить себя. Однако большинство предпочитают быть "угодными" начальству и не думать о том, что их попросту используют. А в итоге приходят оформлять пенсию с трудовыми книжками, в которых записи о работе за последние пять, а то и больше лет, отсутствуют. И это несмотря на работу без отпусков, без выходных. А стажа-то нет.

Пора, наконец, понять: необходимо солидарно бороться за свои права, хотя бы потому, что в одиночку подобная "смелость" часто заканчивается потерей даже такой, со всех точек зрения, бесправной трудовой деятельности.

Да, в погоне за прибылью "владельцы заводов, газет, пароходов" и их прислужники заинтересованы в бесправии работающего человека, в отсутствии у него права на социальные гарантии. Многие по наивности все еще находятся в плену иллюзий и верят, что, как и при советской власти, правительство о нас позаботится. Да, оно провозглашает социальные гарантии, но проверить, принципиально отстоять их — это задача профсоюза. Причём это общемировая практика, к которой сегодня год за годом приближаются и украинские профсоюзы. Не участвуют в борьбе за справедливость лишь нищие духом — рабы. Объединившись, мы становимся силой, с мнением которой вынуждены считаться все. Этому учит история, это подтверждает современная практика.

Чаще люди склонны верить тому, кто убедительно пытается "протащить" свои собственные интересы. К примеру, совсем недавно в "Крымском обозревателе" была опубликована статья, автор которой приводит читателя к мысли о ненужности троллейбусного сообщения. Дескать, идут медленно, затрудняют движение автомобильного транспорта. Естественно, перевозчик заинтересован, чтобы дешевый троллейбус уступил ему место на дороге, а он получил бы от этого дополнительные барыши. А что получит потребитель? Загазованность и повышение платы за проезд, которая, по сути, лишает социально незащищенные слои населения свободы передвижения. То же самое касается и севастопольских троллейбусов. Надо понимать: кому троллейбус — бельмо на глазу, а для кого при минимальной пенсии — единственный доступный вид транспорта.

По состоянию на 29 марта 2010 года, исходя из оперативных данных управления труда и социальной защиты населения, общий размер задолженности по заработной плате в Севастополе составил 8,7 млн грн. Самым крупным должником по заработной плате является коммунальное предприятие "Севэлектроавтотранс". Здесь задолженность управление труда и социальной защиты населения фиксируется в объеме 3 млн 80 тыс. грн, а по данным профсоюза, задолженность только за декабрь 2009 года — февраль 2010 года на предприятии составила 4 млн 900 тыс. грн, задолженность перед городским бюджетом и фондами социального страхования — 1,2 млн грн, перед Пенсионным фондом (по льготным пенсиям) — 770 тыс. грн, перед Фондом социальной защиты инвалидов — 843 тыс. грн. Общий итог долгов более чем внушительный — 7,7 млн грн.

По результатам работы за 2009 год долг со стороны бюджетов всех уровней за выполненные работы предприятию "Севэлектроавтотранс" составил 5,9 млн грн. Это компенсации за проезд льготных категорий пассажиров и разница в тарифах. Ситуация на предприятии критическая. В течение длительного времени не обновляется троллейбусный парк, уровень задолженности продолжает расти.

В масштабах государства выходом из данной ситуации смогла бы стать так называемая монетизация льгот, проведя которую, государство будет выделять "живые" деньги льготным категориям граждан, а предприятия-перевозчики — получать реальные средства.

Перекладывать всю ответственность только на руководство предприятия было бы неправильным, ибо государственный и городской бюджеты не выполнили своих обязательств по отношению к коллективу. Поэтому как можно скорее надо скоординировать усилия городской администрации и коммунального предприятия "Севэлектроавтотранс", чтобы успешно решить все финансовые и социальные вопросы.

Нельзя доводить народ до отчаяния!

Другие статьи этого номера