Море начинается на берегу

Повышение безопасности на море всегда являлось актуальной проблемой, причем развитие цивилизации не уменьшило значимости этого вопроса. Морские катастрофы с человеческими жертвами, к сожалению, продолжают иметь место. По статистике "Ллойда", море ежегодно поглощает более ста довольно крупных судов, случаются тысячи инцидентов, происшествий и аварий, сотни моряков в процессе работы теряют жизнь или получают травмы. В США на основе изучения и анализа морских катастроф выведен закон о вероятности и прогнозировании аварий, по которому на 10 крупных морских происшествий приходится 19 средних и 300 мелких. А вот что касается причин таких серьезных катастроф: около 10 процентов аварий на флоте возникает в результате действий морской стихии, 15 — являются следствием несовершенства конструкций судна и судового оборудования и 75 процентов происходят по вине экипажа — тот самый пресловутый человеческий фактор.

"ТОЛЬКО ГЛУПЫЙ НЕ БОИТСЯ МОРЯ"

Морское сообщество выработало единые нормы и требования для обеспечения безопасности мореплавания. Эта деятельность регулируется основными международными конвенциями. Рекомендации Международной морской организации при ООН являются обязательными. Во всем мире подготовка кадров осуществляется на основе Единой международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты. По окончании учебного заведения и каждые пять последующих лет моряки должны проходить аттестацию и получать соответствующие сертификаты международного образца.

Знаковым событием для специалистов, уходящих в плавание, и студентов, которые завтра придут на суда, стал ввод в эксплуатацию новых комплексов учебно-тренажерного центра Украинского морского института. На презентации присутствовали профессионалы самого высокого класса, которые значительную часть своей жизни провели на океанских просторах: президент ОАО "Югррефтрансфлот" В.А. Андреев, его заместитель В.В. Алексеев, председатель наблюдательного совета Ю.Д. Федотов, капитан морского торгового порта А.Н. Стрижак, начальник Севастопольского филиала инспекции по вопросам подготовки и дипломирования моряков А.В. Василенко, представители Морского регистра, крюинговых компаний, СЭС, МЧС, начальник управления образования СГГА Н.И. Чербаджи. И, естественно, руководители Украинского морского института, которые представили вниманию присутствующих комплекс тренажерного центра, включающий в себя тренажеры для отработки задач по спасению на море, борьбе с пожаром, подготовке моряков в плане медицинской помощи, единственный в настоящее время в Украине навигационный тренажерный комплекс Navi-trainer professional-500, тренажер ГМССБ, танкерный тренажер.

— Наш вуз уникален, — рассказывает ректор Украинского морского института профессор А.И. Новиков. — В центре внимания — качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями национальных и международных нормативно-правовых документов, которые регламентируют подготовку и переподготовку моряков. Пренебрегать этими правилами недопустимо. Не зря англичане говорят: "Только глупый не боится моря". Море не прощает непрофессионализма, беспечности и лихачества. С морем необходимо быть на "вы".

ШТОРМ ПОД КРЫШЕЙ

Глядя снаружи на это небольшое помещение, даже и не скажешь, что внутри находятся бассейн, действующее шлюпочное устройство и даже имитатор вертолета — все в соответствии с требованиями кодекса. Если прежде студенты института постигали основы жизнеобеспечения на теоретических курсах, то здесь они могут оказаться в штормовом пространстве, и им предстоит сражаться со стихией, самим принимать решения и отрабатывать задачи по спасению.

И вот теперь появился свой тренажерный центр по спасательным средствам. Подобного комплекса нет нигде в Украине. Здесь морякам и студентам предоставляется возможность закрепить знания, получаемые в аудитории, независимо от погоды. Роль практического обучения велика. Нельзя учить, как надо действовать, и показывать подобные процессы на пальцах. В реальных условиях все оказывается по-другому. Так, по новым правилам, каждый член экипажа должен уметь спустить шлюпку на воду. Прежде этим процессом занимались только боцманы, теперь же, когда экипажи сокращены, всеми навыками должен владеть любой моряк. Все эти процессы участникам презентации демонстрировали студенты, одетые в специальные спасательные костюмы. И очень важно, что представлял и комментировал эти устройства человек с большим профессиональным опытом — директор тренажерного центра, капитан дальнего плавания А.П. Чубач. Кстати, он только что вернулся из дальнего рейса.

— Здесь можно полностью обучить студентов и моряков действию по спасению на море, — говорит Анатолий Петрович. — Особенно заинтересованы в такой подготовке крюинговые компании: они обращаются с просьбой проводить проверку практических навыков моряков, которые приходят к ним на работу. Бывает, что и документы человек имеет, а вот применить знания на практике не в состоянии.

Пожарный тренажер представляет собой часть корабля, точнее, интерьер машинного отделения и радиоуправляемый пульт управления. Как поведет себя человек в замкнутом пространстве? Сумеет ли быстро найти очаг возгорания? Какие действия он предпримет? Сохранит ли хладнокровие, будет ли действовать в соответствии с инструкцией? За всеми действиями студента наблюдает и дает рекомендации руководитель практического занятия.

Еще один важный тренажер — медицинский блок. Врач 1-й горбольницы, хирург 1-й категории Игорь Анатольевич Слесарь возглавляет медицинский кабинет с современным оборудованием, на котором можно отработать реанимационные мероприятия. Большим подспорьем в овладении такими навыками является муляж пациента, которому "можно оказать первую медицинскую помощь", включая восстановление работы дыхательной и сердечной систем, и пр. Все представленное в тренажерном центре соответствует требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море.

НА ТРАВЕРЗЕ — ПОРТ НЬЮ-ЙОРК

…А может быть, и порт Гамбург, и пролив Босфор, и залив Петра Великого… Точнее говоря, тот порт, куда предстоит зайти вашему судну. Представьте, что вы находитесь на капитанском мостике и вам необходимо выполнить все соответствующие операции по заходу и швартовке. Вокруг на световых экранах бурлит жизнь: извилистая береговая линия, проливы, причалы, самые современные суда — грузовые, нефте- и газоналивные, пассажирские, танкеры, буксиры, прогулочные яхты, в небе самолеты и вертолеты, а тут еще начинается дождь, гроза. А у штурвала — молодой штурман или капитан. Эту ситуацию студенту на тренажерном комплексе "Навигационный мостик" задает преподаватель, который время от времени меняет параметры прохода, давая в случае необходимости свои рекомендации и оценки.

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ПРОВЕРИТ МОРЕ

Об этом говорили в заключение презентации ее участники. Подводя итоги увиденного, президент ОАО "Югрефтрансфлот" В.А. Андреев сказал:

— Лучше один раз увидеть, потрогать и овладеть мастерством. Нас в свое время морской науке учила жизнь, а здесь уже в процессе учебы можно быть готовым к самым сложным ситуациям. За короткое время проделана большая работа, создан прекрасный тренажерный центр. Море начинается на берегу, и на этом берегу человек проходит хорошую практическую подготовку.

Другие статьи этого номера