"Соскучились, знаете ли…"

Сегодня состоится первый рабочий визит Дмитрия Медведева в Украину.
Понятно, что при Викторе Ющенко о визите Медведева в Украину не могло быть и речи — общались посредством открытых писем друг другу. Да и предшественник его, Владимир Владимирович, тоже был нечастым гостем. Но, как пел Чиграков, времена менялись и изменились совсем: ДАМ едет к нам.Ну, не совсем, конечно, к нам, в Севастополь, а в Харьков, но и это что-то. Вообще это будет уже четвертая(!) встреча со дня инаугурации Виктора Януковича и третья — за неполные две декады. Последняя встреча Януковича и Медведева состоялась 13 апреля в Вашингтоне, где проходил саммит по ядерной безопасности. До этого неофициальная встреча двух президентов прошла 5 апреля в Подмосковье. А 5 марта Янукович осуществил официальный визит в РФ, во время которого также провел встречу с Медведевым. Зачастили. "Соскучились, знаете ли. И это неплохо", — сказал Медведев в субботу на пресс-конференции, подчеркнув, что в последнее время у руководства России и Украины действительно много контактов.

Что станет предметом разговора на сегодняшней встрече? По словам Медведева, он готов обсуждать с украинским руководством "все, что является актуальным и сверхактуальным для наших отношений".

"Актуальные и сверхактуальные отношения" пресс-службы обоих глав государств закамуфлировали довольно успешно. Вот цитата из сообщения пресс-службы Кремля: "В Харькове на встрече с руководителями приграничных регионов главы государств рассмотрят состояние и перспективы межрегионального сотрудничества, имеющего большое значение во всём комплексе отношений России и Украины. В переговорах с президентом Украины Виктором Януковичем планируется обсудить ряд наиболее актуальных вопросов российско-украинского взаимодействия в различных областях". В сообщении из Киева — та же информация о руководителях приграничных регионов и межрегиональном сотрудничестве.

Севастополь — регион не совсем приграничный, и вместе с тем где, как не в нашем городе, проходит виртуальная граница между странами? Вот тут, на тротуаре, — Украина, а там, за забором, за КПП, — уже Российская Федерация.

А потому именно в нашем городе "актуальные и сверхактуальные отношения" рассматриваются только под одним углом зрения, через призму Черноморского флота: стоять ему после 2017 года в севастопольских бухтах или же в бухтах Новороссийска. И ничего иного от харьковской встречи президентов севастопольцы не ждут.

Тем более что в начале месяца тема ЧФ, казалось бы, всплыла, как подлодка. Украина поставила вопрос о повышении арендной платы для Черноморского флота России, сообщил премьер-министр Николай Азаров в телеэфире "Интера". "Мы предложили поднять арендную плату за пребывание этой базы в Севастополе, — сказал он, отметив, что РФ не предлагала Украине продлить сроки пребывания ЧФ в Крыму в обмен на какие-то уступки. — Мы таких предложений от российской стороны пока не слышали, официально они не выдвигались".

Глава российского МИД Сергей Лавров примерно в те же дни сообщил, что "черноморская проблематика" обсуждалась в ходе совместных переговоров министров иностранных дел Украины и РФ. "Я могу только подтвердить, что мы обсуждали черноморскую проблематику и базирование ЧФ РФ на территории Украины во всех аспектах, и мы всегда будем готовы рассматривать пожелания Украины в аспекте нашего сотрудничества", — дипломатично обозначил тему Лавров.

И тут же посыпались предположения о том, что тема базирования ЧФ в Украине станет главной на предстоящей встрече президентов, и заголовки подобного содержания: "Hа днях может быть заключен договор о продлении базировании Черноморского флота в Крыму".

"Особое внимание будет уделено вопросам взаимодействия двух стран в энергетической сфере", — анонсирует встречу пресс-служба Януковича. "Правительство Украины надеется, что на следующей неделе, после встречи президентов… можно будет завершить согласованный обеими сторонами пересмотр условий соглашения о поставке природного газа в Украину", — говорится в пятничном сообщении департамента информации и массовых коммуникаций секретариата украинского Кабмина. "Черноморский флот останется в Севастополе еще лет на 50 взамен на снижение цены на российский газ для Киева", — сразу делают свои выводы горячие головы.

Понятно, что нашему правительству очень важно в кратчайшее время определиться со стоимостью газа: без новой цены бюджет не сверстать, а он нужен позарез. Но ведь добиться необходимой цены в $200-230 за 1000 куб. м (сейчас мы получаем топливо по $330) можно за счет иных средств, а не только пролонгации договора о базировании…

Например, в качестве одного из вариантов компенсации за снижение стоимости российского газа может стать аренда украинских подземных газовых хранилищ северными соседями. Или договоренность в сфере ядерной энергетики: мы не покупаем у американцев топливо и ядерные реакторы, а берем их только у России, достраиваем два энергоблока — на Ровенской и Хмельницкой АЭС, на которые та же Москва и даст нам кредит в $3 млрд. Или начинаем работать "перегонщиком" в усиленном режиме из-за увеличения поставок российской нефти в Европу, в том числе и по нефтепроводу Одесса — Броды (в реверсном режиме, как сейчас), и российской электроэнергии через Украину в Европу. Возможны варианты, даже микс "три в одном". Кстати, депутат Государственной Думы России Константин Затулин утверждает, что визит Медведева будет посвящен вопросам наукоемких, в частности ядерных, технологий.

В свою очередь, депутат Госдумы Сергей Марков заявил, что существует несколько направлений сотрудничества с Украиной. В их числе — сотрудничество в военно-промышленном комплексе, ядерная энергетика, авиационная промышленность, сотрудничество в космических проектах, присоединение Украины к проекту навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС", а также взаимодействие в сфере нанотехнологий.

Пресс-служба Виктора Федоровича сообщает: "Также состоится посещение Харьковского авиационного завода, во время которого планируется обсуждение конкретных вопросов углубления сотрудничества Украины и России в сфере самолетостроения".

И этот специально обозначенный вопрос, которому в сообщении отведено целое сложноподчиненное предложение, думается, и станет главным на сегодняшней встрече: соглашения о новом уровне кооперации авиастроительных предприятий. Российская сторона последовательно отстаивала идею сближения авиастроительных предприятий, делая ставку на совместное производство, которое станет визитной карточкой успешного межгосударственного сотрудничества.

Украинский АНТК "Антонов" со времен СССР остается главной школой проектирования самолетов, мозговым центром отрасли, без которого не могут обойтись российские предприятия-производители. Кроме того, в Украине производятся современные авиадвигатели, но российские предприятия поставляют более половины комплектующих для новых самолетов. В целом в производстве задействованы до 200 украинских и российских предприятий. Разорвать их связи — это действительно означает уничтожить отрасль. Зато кооперация позволяет Украине и России успешно завоевывать внешние рынки.

И можно говорить о том, что главной темой сегодняшнего дня станет отнюдь не флот, а авиация, точнее, развитие кооперации в авиастроении. Не случайно именно на сегодня запланирована презентация (выкатка) новейшего самолета Ан-158. А первый публичный полет новой машины запланирован на 9 Мая в рамках проведения Парада Победы.

Да, предполагается, что на встрече президентов Украины и России также будет идти речь о ходе подготовки совместного празднования 65-летия Великой Победы.

Другие статьи этого номера