Чему научат малыша в логопедическом саду?

— Бабушка, жалко! — дергает на улице за руку женщину трехлетняя малышка.
— Кого тебе жалко, кошечку?
— Нет! — капризничает девочка. — Мне жа-л-ко!
— Кого жалко, пчелку?
— Нет! — возмущенно топает ножкой малышка. — Не жалко, а жа-л-ко… Кофту сними!

Как отмечают специалисты, в последнее время количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. А ведь доказано, что речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Кроме того, такая патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Именно поэтому врачи рекомендуют "исправлять" речь ребенка до того, как он переступит школьный порог. В чем же причина и как бороться с данной проблемой? Об этом рассказывает методист детского сада N 131 И.Ю. БЛИЗНЮК.

— Причины появления у детей речевой патологии бывают разными, — говорит Ирина Юрьевна. — Это и перинатальные поражения центральной нервной системы, и минимальная мозговая дисфункция, и различные внутриутробные инфекции, и гипоксия плода, и натальные осложнения, которые возникают в процессе родов: асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды, а также целый ряд причин в постнатальный период — заболевание ребенка, травмы… Основоположник дефектологии профессор В. Кащенко подчеркивал, что "врождённые дефекты, болезни могут… нанести вред организму, развитию речи. Какой болью отзываются в нас слова "трудный ребёнок — особый ребёнок"!

Очень важно вовремя прийти на помощь такому ребенку. Многие речевые нарушения можно предупредить или преодолеть в дошкольном возрасте. Ведь именно речь является активным и могучим средством всестороннего развития личности. И чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познавать действительность, строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть формироваться как личность в целом.

Наше дошкольное учреждение функционирует с февраля 1988 года, и за этот период в нем открыто 9 групп компенсирующего типа для детей с нарушением речи. Со дня открытия руководит ДУУ N 131 Ирина Ивановна Лужина — отличник народного образования Украины, специалист высшей категории, творческий работник и талантливый руководитель.

— Каким образом можно "исправить" ребенку речь?

— Дело, которому служат учителя-логопеды, — это ранняя диагностика и коррекция речевых нарушений, а также развитие речи детей. Для этого существует целый арсенал специальных методов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка. Используя эти знания, всегда можно оказать помощь дошкольнику с нарушенной речью. Многим нашим выпускникам счастливую путевку в жизнь дала Елена Брониславовна Дибривская — ведущий учитель-логопед ДУУ N 131, специалист высшей категории, которая грамотно и профессионально направляет логопедическую работу на осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям, эффективно использует методы и приемы современных методик, нетрадиционных форм проведения коррекционной работы, а также Тамара Никитична Давиденко — учитель-логопед, специалист высшей категории, имеющая высокий профессиональный уровень подготовки и проведения педагогического процесса. Эти талантливые педагоги обеспечивают творческий подход к обучению и воспитанию дошкольников, много внимания уделяют развитию у детей моторных навыков, а доброжелательность, сотрудничество, такт в отношениях с детьми и их родителями способствуют формированию личности в каждом ребенке, побуждая в детях интерес к творчеству, обучению, привитию им любви и уважения к родному языку, культуре речи.

— Говорят, что к особым детям должен быть особый подход. Ведь им не только речь корректировать надо, но и к школе готовить. Как справляетесь с этой задачей?

— Нынешний учебный год для всех ДУУ Украины является переходным периодом. В практику внедряется государственная базовая программы развития детей дошкольного возраста "Я в Мире", которая разработана во исполнение закона Украины "О дошкольном образовании" и отображает требования к обновлению содержания образования ребенка от рождения и до шести (семи) лет. Реформирование дошкольного образования предусматривает внедрение в педагогическую практику интегрированного подхода. А он заключается в том, что вариативная составляющая (специфика ДУУ) является органичным дополнением инвариативной и отвечает требованиям образовательного стандарта базовой программы "Я в Мире" — воспитание и обучение детей-логопатов в условиях билингвальной среды. У нас успешно организована работа по всестороннему развитию детей посредством создания единого коррекционно-развивающего пространства, что повышает качество стартовых возможностей ребят при поступлении в школу, а самое главное — обеспечивает плавную адаптацию ребенка в социальной среде.

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку они связаны с целым рядом причин как биологического, так и психологического и социального характера. С первых же дней, когда дети приходят в ДУУ N 131, они попадают в атмосферу доброты, заботы и внимания. Каждый день в садике — это радость преодоления, радость познания, творчества, открытия. Успех специальной поддержки в речевых группах нашего детского сада определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в подчинении всего коррекционного, воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей логопедическим целям (устранение речевых нарушений, расширение и обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, моторики — как речевой, так и общей и мелкой, развитие познавательных функций). Такой подход предполагает сочетание оздоровительной и коррекционно-педагогической работы, направленной на оздоровление организма в целом и нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка. Это совместная работа медицинских работников, специалиста по физическому воспитанию, логопеда, психолога, воспитателя, социального педагога, музыкального работника и родителей. Она носит согласованный комплексный характер. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДУУ.

Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособленно, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, наши специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

Огромное внимание уделяется и психологически ориентированному воспитанию и обучению, когда весь коррекционный процесс планируется "от ребенка", а не "от дефекта", и в программе работы с ребёнком учитываются не только проблемы речи, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий. Потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны, следовательно, огромна и ответственность педагогов в создании условий для полноценного и всестороннего развития способностей и талантов, которые заключены в каждом ребенке. Об этом необходимо помнить.

Другие статьи этого номера