Николай ЧЕРБАДЖИ: "В последнее время все больше ребят выражают желание после девятого класса поступить в техникум, профтехучилище… Как правило, из них получаются хорошие специалисты, которые никогда не предадут свою профессию"

Завершается очередной учебный год. Выпускникам школ предстоит сдавать экзамены, поступать в вузы… Какие новшества их ожидают? На что следует обратить внимание, чтобы избежать возможных неприятностей? На эти и другие вопросы читателей в ходе организованной редакцией газеты "Слава Севастополя" прямой линии ответил начальник управления образования и науки СГГА Н.И. Чербаджи. — Николай Иванович, введение Министерством образования и науки Украины новых правил поступления в вузы за пару месяцев до начала вступительной кампании не на шутку встревожило выпускников школ и их родителей. Многих интересует, действительно ли теперь можно подавать в приемную комиссию сертификат, не набрав обязательные 124 балла, воспользоваться сертификатом прошлогоднего тестирования или вовсе вместо тестов сдать обычные вступительные экзамены? Какие новшества ожидают абитуриентов в этом году?

— Особенности нынешней вступительной кампании заключаются в том, что подать свои сертификаты нынешние выпускники смогут только в пять вузов страны — на три специальности в каждый (для сравнения: в прошлом году один абитуриент умудрился отнести документы сразу в 60 вузов). Ребята, которые сдавали тестирование в 2008-м и 2009 годах, могут использовать старые сертификаты. Если же абитуриенты хотят повысить балл по тестам, тогда можно заново пройти внешнее оценивание в этом году.

А у тех, кто окончил школу до 2008 года, будет выбор: пройти тестирование или же сдать вступительные экзамены при условии, что они будут обучаться без отрыва от производства (то есть на заочном отделении). Кстати, в этом году, как и ранее, тестироваться можно как на украинском, так и на русском, крымскотатарском, молдавском, польском, румынском или венгерском языках. Как известно, с 2010 года тесты должны были проходить на украинском языке, а всем желающим должны были выдаваться словарики с переводом основных терминов. Теперь же принято решение опять дать абитуриентам возможность сдавать внешнее оценивание на родном языке.

В этом году квотируются льготники, правда, в каждом вузе для них должно быть отведено 25% мест. Эта мера вынужденная, так как в прошлом году некоторые вузы набрали почти 100% льготников, многие из этих студентов не смогли осилить программу и после первого же семестра были отчислены. Список льготников ("чернобыльцы", дети погибших шахтеров, милиционеров, военных, дети-инвалиды и т.д.) остался прежним.

Еще одна особенность нынешней вступительной кампании заключается в том, что теперь в конкурсе совместно с сертификатом тестирования участвуют и школьные аттестаты. То есть каждый выпускник получит в школе аттестат, во вкладыше которого будут перечислены все предметы с соответствующими оценками и выведен средний балл аттестата.

В этом году основными экзаменами, помимо украинского языка и литературы, являются экзамены по истории Украины (для тех, кто выбрал гуманитарное направление) и математике (инженерные, экономические специальности) плюс третий предмет, который определяется вузом. Вся информация о вступительных экзаменах уже размещена на сайтах учебных заведений.

Что касается возможности поступления при результате менее 124 баллов… Если это непрофильный предмет, то можно подавать документы в приемную комиссию, а там уже вуз решает, принимать такого студента или нет. Но при этом баллы по профильным дисциплинам должны составлять не менее 170. В этом году учебный процесс в школах заканчивается 28 мая. Выпускные балы пройдут 29-30 мая, а первый тест по украинскому языку и литературе выпускники напишут 2 июня. Последний же тест (по физике) пройдет 23 июня. Свои результаты дети узнают до 15 июля, после чего в течение двух недель смогут подать документы (сертификаты и т.д.) в приемные комиссии вузов (выпускники девятых классов подают документы для поступления в техникумы и ПТУ с 15 по 22 июля).

С 23 по 31 июля будут проходить вступительные экзамены в вузах (для заочников). А 1 августа в вузах будет подписан приказ о зачислении студентов на обучение. До начала тестирования выпускники школ должны получить аттестаты: с 10 по 18 мая в одиннадцатых классах пройдет итоговая аттестация в виде контрольных работ по украинскому языку, математике и профильному предмету, оценки по которым будут выставлены до 28 мая, и дети получат документы о среднем образовании.

— Это Николай Иванович? Я хотела спросить, правда ли, что в этом году можно не сдавать украинский, если в прошлом году сдавала и сертификат нормальный?

— Можно, если вы будете поступать в этом году.

— Понятно. И еще один вопрос. Я хожу на подготовительные курсы, и нам вчера преподаватель сказал, что отменили экзамен по истории Украины…

— Вы имеете в виду тестирование?

— Да.

— Нет, тестирование по истории Украины никто не отменял. История Украины остается главным предметом, в зависимости от того, куда вы будете поступать.

— Буду поступать в Крымское художественное училище…

— Значит, вы должны будете в первую очередь представить сертификаты по украинскому языку, истории Украины плюс придется сдавать конкурсный профильный предмет.

— Это прямая линия? Хочу задать следующий вопрос. Мой сын заканчивает обучение в техникуме. Хочет поступать в вуз по выбранной специальности. Обязательно ли ему проходить независимое оценивание или можно поступить без экзаменов? — Если он получил квалификацию младшего специалиста, то имеет право поступить сразу на второй курс по выбранной специальности. Но зачислить на бюджетное обучение его можно будет только при наличии свободного места. Поэтому желающие обучаться за государственный счет, как правило, проходят тестирование, чтобы поступить на первый курс на "бюджет". Хотелось бы отметить, что в последнее время все больше ребят выражают желание после 9-го класса поступить в техникум, профтехучилище, чтобы там получить среднее образование и одновременно специальность и по такому же профилю поступить в высшее учебное заведение, минуя тестирование. Как правило, из них получаются самые преданные и хорошие специалисты, которые никогда не предадут свою профессию.

— Николай Иванович? У меня такой вопрос. Моя дочь не может устроить внука в детский сад. Ребенку исполнилось три года, маме пора выходить на работу, а малыша никуда не берут. Получается, на очередь в садик надо становиться, как только малыш появился на свет?

— Еще раньше! Как только молодые встретились и подумали о рождении наследника… Если говорить серьезно, то на сегодняшний день это самая большая проблема в городе для управления образования. Очередь в детские сады на самом деле существует, этим занимаются районные отделы образования, где созданы специальные комиссии. Мы имеем серьезную положительную динамику рождаемости детей в городе, в связи с чем ежегодно увеличивается контингент детских садов и школ (на 15-20 классов, то есть 400-500 первоклассников ежегодно).

И если все школы городу удалось сохранить, то часть детских садов за годы демографического спада мы потеряли, и вернуть их, к сожалению, невозможно (многие уже перепланированы, перестроены под общежития, разбиты и т.д.). Чтобы решить данную проблему, необходимо каждый год строить хотя бы по одному детскому саду. А стоимость одного дошкольного учреждения составляет порядка 30-35 млн гривен… Если будут выделены деньги, то в этом году мы планирует построить детский сад в районе улицы Шевченко. А пока пытаемся решить проблему нехватки мест в детских садах, беседуя с молодыми мамами и убеждая их побыть с детьми хотя бы до трех лет. Правда, сегодня на прием все чаще приходят женщины, которые работают в бизнес-структурах и вынуждены, чтобы не потерять рабочее место, отдавать малышей в ясельные группы…

Естественно, мы стараемся эти проблемы каким-то образом решать. В связи с этим во многих садах открыты ясельные группы для детей с годовалого возраста. Кроме того, на сегодня группы в дошкольных учреждениях переполнены — по крайней мере, больше тысячи детей уже принято сверх нормы. А очередь в детские сады составляет порядка 2-2,5 тысячи человек. Особенно остро эта проблема стоит в Гагаринском, Ленинском районах и селе Орлином.

— Еще вопрос. Почему отменили школьные автобусы, которые возили ребят из Казачьей бухты? Детям очень трудно добираться до своих школ…

— Государственная программа "Школьный автобус" работает только в сельской местности. В связи с финансовым кризисом вот уже полтора года мы не получаем автобусов, фактически эта программа заморожена. В связи с этим мы вынуждены арендовать порядка 12 автобусов, которые обслуживают сельскую местность Нахимовского и Балаклавского районов. Что касается микрорайона Казачьей бухты, то с самого начала в программу "Школьный автобус" он включен не был (не положено). Проблему с доставкой проживающих в этом микрорайоне школьников в школы N 15, 22, 49 решала Гагаринская администрация за счет своих средств. Сейчас такой возможности у администрации нет.

— Это прямая линия? Николай Иванович, скажите, почему в первом классе детям задают уроки на дом? Учителя жалуются на большой объем школьной программы и советуют родителям дополнительно заниматься с ребенком после уроков. В итоге дети не отдыхают, от перенапряжения у них страдает нервная система. Да и многие родители просто не могут объяснить материал так же понятно и доступно, как это делает учитель. Нельзя ли как-то подкорректировать учебный процесс, чтобы равномерно распределить нагрузку, ведь нашим детям предстоит учиться целых 12 лет…

— Перегружать первоклассников действительно нельзя. Но в этом, собственно, и заключается особенность нашего образования по сравнению с другими странами. У нас абсолютно другая методика преподавания. Если там основная задача — научить школьника самостоятельно добывать знания, то у нас источником знаний в основном является учитель, который объясняет тему, потом закрепляет ее и проверяет, насколько ребенок усвоил материал. Задача родителей — проследить за тем, чтобы ребенок выучил заданную тему.

Что касается перегрузки, то в этом часто виноваты сами родители. Так, если раньше школьники начинали изучать иностранные языки с пятого класса, то сейчас родители изъявляют желание и платят за то, чтобы ребенок учил иностранный язык, обучался пользоваться компьютером уже с первого класса. Естественно, при этом нагрузка на ребенка колоссальная.

Далее: в школы со своей программой приходят ГАИ, налоговая инспекция, потребительская кооперация и так далее. Допризывная подготовка, Правила дорожного движения, техника безопасности, потребительские знания… На то, чтобы об этом рассказать, необходимо выделить, пусть и в факультативной форме, но дополнительные часы. Естественно, нагрузка возрастает. Но это требования времени…

Мы как-то прямо с утра пришли в одну из школ и проверили портфели первоклассников. У ребенка там ничего не должно было быть, кроме ручки, тетрадей, яблока или бутерброда, а на самом деле практически у каждого в портфеле лежали вторые экземпляры тех учебников, которые должны быть в классе. И положили их в портфели своим детям опять же родители.

Лично я считаю, что ничего страшного в этом нет. Сегодня как никогда актуальными стали знания. Поэтому многие молодые родители приходят в управление образования и советуются, в какую школу отдать ребенка, чтобы получить качественное образование, а раньше такого не было! Как правило, в начальных классах многое зависит не от школы, а от учителя, который дает основы знаний. А вот на уровне 5-6-х классов родителям уже надо определяться с учебным заведением, чтобы ребенок обучался по выбранному профилю. И чем раньше дети определятся, тем лучше.

— Каждый год родители учеников вынуждены спонсировать школы. Основная причина этого явления — нехватка выделяемых государством на образование детей средств. Можно ли рассчитывать на то, что финансирование школ из госбюджета улучшится, что позволит уменьшить родительские траты?

— Хочу отметить, что в прошедшем году, несмотря на кризис, мы финансировались в целом неплохо. Бюджет образования — 326 млн гривен, это где-то третья часть бюджета города. Заработная плата учителей, отопление, медикаменты, питание детей — все защищенные статьи были профинансированы на сто процентов. По сравнению с другими регионами город нашел средства (7 млн грн) и на региональную надбавку (10%) нашим классным руководителям. Но на закупку того же мела, моющих средств, текущее содержание школ приходится изыскивать дополнительные средства. Как правило, здесь нас выручают спонсоры, и в первую очередь — родители.

По итогам 2009 года было оприходовано и потрачено 4 млн гривен привлеченных дополнительных средств, которые пошли на ремонт школ, приобретение оборудования, компьютеров, мультимедийных средств обучения, раздаточных материалов… Только в прошлом году около тысячи стеклопакетов были поставлены в наших учреждениях за счет спонсорских средств! Здесь очень многое зависит от умения администрации находить общий язык с родителями. Бывшие ученики становятся руководителями предприятий, депутатами, приводят в школу своих детей и не считают зазорным помочь в благоустройстве учебного заведения.

Основной принцип нашей работы в этом плане — гласность и прозрачность использования средств. Там, где это выполняется, жалоб нет. Хотя иногда на прием приходят родители, сообщают по телефону о том, что вымогаются деньги. Но в любом случае можно найти выход из положения. Так, если родители не имеют возможности материально участвовать, допустим, в ремонте класса, они могут сами поклеить обои, побелить потолки и так далее. А исключить ребенка из класса за то, что его родители не сдают взносы в классную копилку, никто не имеет права…

Другие статьи этого номера