"Второе дыхание" античных языческих фресок из Херсонеса

В Национальном заповеднике "Херсонес Таврический" в последний день перед Первомаем прошла пресс-конференция, на которой руководство музея под открытым небом представило краткий отчет о том, что после тщательной реставрации в распоряжение херсонесских научных работников был доставлен из Львова замечательный образец дохристианской фресковой живописи, обнаруженный в декабре 2007 г. в ходе раскопок на восточном берегу Карантинной бухты.Подобного памятника наскальной монументальной живописи в Херсонесе до 2007 года не находили. Правда, аналогичные сюжеты в дореволюционный период встречались на каменной пластике античного Боспора. Однако раскопанные материалы практически не реставрировались, в большинстве случаев уже утрачена целостность фресок.

…Когда группа наших археологов под руководством заведующего отделом музееведения, кандидата исторических наук Евгения Туровского 16 декабря 2007 г. проникла в склеп, радостным эмоциям ученых не было предела. Конечно, после IV века нашей эры склеп был разграблен, свое дело сделала и тяжелая техника, используемая в ходе строительства на территории воинской части РФ, но все-таки спустя примерно 1700-1800 лет кое-что осталось для потомков.

Самое главное — это живописный триптих, изображающий на древней штукатурке динамичные сцены охоты на конях двух мальчиков с собаками.

Вначале предполагалась реконструкция античной экспозиции на месте. Но киевские реставраторы, оценив ситуацию, порекомендовали все же обратиться за помощью к асам отечественной реставрации из Львовского института "Укрзападреставрация".

Что и было сделано. В лаборатории института, руководимой специалистом I категории Олегом Ришняком, более двух лет велась кропотливая работа над воссозданием древней живописной композиции. В итоге на трех планшетах перед зрителем ХХI века нынче предстает замечательная трехуровневая фреска языческого периода. Восстановлены основные надписи, изображения людей и животных, каемка зеленой травы, иллюстративные цветочные заставки.

Конечно, на этом работа не закончена. На штукатурке с триптихом остались нераспознанными отдельные буквы, необходимо еще основательно потрудиться над идентификацией надписей и некоторых спорных фрагментов изображения древней охоты. Но это уже, видимо, будет повод для разговора в будущем.

Другие статьи этого номера