Дмитрий БЕЛИК: "В ожидании ухода российского флота из Севастополя по "теневым" схемам в частные структуры "уходили" целые военные городки"

На этой неделе украинская оппозиция продолжила борьбу за национальные, с их точки зрения, интересы государства Украина относительно Черноморского флота Российской Федерации. При этом бывшую правящую коалицию, как обычно, не интересовало мнение самих жителей Севастополя, в чьем городе базируется российский флот. Тем не менее севастопольцы еще до ратификации Соглашения по вопросам пребывания ЧФ РФ в Севастополе Верховной Радой Украины поддержали договоренности президентов двух государств решением сессии городского совета. Однако вызов в среду на заседание ВРУ членов правительства с отчетом о содержании готовящихся к подписанию документов дает повод еще раз взвесить все "за" и "против" пролонгации межгосударственных соглашений применительно к городу-герою. Тему продолжает депутат Севастопольского городского совета, член постоянной комиссии горсовета по военным, специальным вопросам и чрезвычайным ситуациям Дмитрий БЕЛИК:- Вокруг подписанных соглашений и их ратификации Верховной Радой Украины продолжают звучать разного рода обвинения в адрес действующих президента и правительства. Дескать, это предательство национальных интересов страны. На самом деле предательство национальных интересов состояло в действиях "оранжевой команды" в конце 2004-го и в 2005 году.

Первое, что сделала та "команда", — это денонсировала газовые соглашения, которые действовали с 2003-го по 2013 год и по которым цена на газ для Украины составляла 50 долларов за тысячу кубов. Представьте себе, какую экономическую выгоду вынесла бы для себя Украина, если бы еще три года действовала такая цена. Но… Тогда, напомню, господин Ивченко, представитель "оранжевой команды" и на то время руководитель НАК "Нефтегаз Украины", приехал в Москву, потребовал себе переводчика, и уже через несколько дней был подписан протокол о готовности к денонсации соглашений.

Вот тогда и началась вся эта "газовая война", спровоцированная прошлыми президентом, правительством и коалицией. Так вот, после денонсации соглашений цена на газ неоднократно поднималась. В прошлом году правительство Тимошенко "добилось" того, что базовая цена на газ была 450 долларов. Расчет составлялся по достаточно сложной формуле: Украине давали определенные скидки (до 20%), но, исходя из подписанных Тимошенко документов, со второго квартала 2010 года Украина должна была платить 336 долларов за тысячу кубометров. На самом деле это непомерная цена. Это первое.

Второе. Кроме того, что новый президент и правительство Украины добились значительного снижения цены на газ (230 долларов за тысячу кубов), после подписания соглашения по вопросам пребывания ЧФ РФ в Севастополе Украина получает очень серьезные экономические преференции. Так, предыдущими соглашениями арендная плата за базирование российского флота составляла 98 миллионов долларов в год. Теперь экономический эффект от пребывания ЧФ РФ составит порядка 3,7 миллиарда долларов. Таких цен за пребывание на территории страны иностранных военных баз в практике современных государств нет! Достаточно сказать, что, например, США в 80% случаев не платят за свои базы. Те же наши соседи — Болгария и Румыния — ничего не получают за размещение на их территориях американских баз. По договору, когда США уйдут, то оставят этим странам созданную инфраструктуру баз, но когда это произойдет — неизвестно. Применительно к России: например, база ВМФ РФ в сирийском порту Тартус обходится ежегодно россиянам примерно в четыре миллиона долларов, а Армения не взимает плату с России за базу в Гюмри.

Кроме того, достигнутые соглашения по Черноморскому флоту дали возможность для заключения между нашими странами весьма выгодных для Украины контрактов с Россией во многих отраслях хозяйствования. Так, правительство РФ примет решение о снятии ограничений на продажу труб украинского производства на российском рынке. И я уже не говорю о том, что снижение цены на газ для украинских предприятий будет способствовать подъему металлургической и химической промышленности страны.

— Но в Севастополе нет ни химической, ни металлургической (в таких объемах) промышленности, "трубы-вагоны" мы не выпускаем. Но земля ради интересов всей страны и, кстати, не в последнюю очередь олигархических интересов, занимается российским флотом именно в Севастополе…

— Флот всегда вкладывал большие средства в развитие инфраструктуры Севастополя. Теперь, исходя из заявления премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина, им дано поручение подготовить программу по размещению флота в Севастополе. То есть мы понимаем, что будет продолжать развиваться социальная инфраструктура. Возможно, будет решена проблема того же "Севморзавода", собственниками которого являются граждане наших двух стран. Завод имеет возможность для реанимирования, поскольку, как предполагается, на нем могут ремонтироваться, строиться суда для Черноморского флота. Это новые рабочие места, налоги в бюджет города. Продолжит строиться жилье для военнослужащих, опять же, — это рабочие места. Кроме того, и на данный момент ЧФ является самым крупным работодателем региона и одним из основных налогоплательщиков города, давая в бюджет до 20% налогов.

— В последние годы эта цифра значительно сократилась, а в 2009 году строительное управление ЧФ РФ стремительно избавлялось от вольнонаемных севастопольцев, которые пополняли ряды безработных, а к концу прошлого года российский флот стал главным должником городского пенсионного фонда.

— Россияне сворачивали свою деятельность, потому что все годы прошлого режима Украина не давала развиваться, интегрироваться в городскую инфраструктуру Черноморскому флоту. Любые попытки ремонта, обновления, модернизации действующего плавсостава ЧФ приводили к определенным конфликтам с громкими заявлениями, начиная от президента Украины и заканчивая главой Севастопольской городской госадминистрации.

Российская Федерация была поставлена здесь в сложную ситуацию. Сегодня, на мой взгляд, ситуация изменилась кардинально, предприятия, которые обслуживают черноморский флот, возобновят свою работу. Важно и то, что новому руководству городской администрации и городского совета предстоит достаточно серьезная совместная работа с правительством страны в том плане, что Севастополь достоин получать не сто миллионов гривен субвенции за размещение на его землях Черноморского флота, как это было ранее, а гораздо больше. Денег должно выделяться на порядок больше, и не только в плане компенсации за пребывание флота, но и на совместное развитие инфраструктуры.

— Кстати, о землях. По разным оценкам, российский флот занимает до трех тысяч гектаров земли Севастополя. В том числе лучшей, прибрежной земли. Дмитрий Анатольевич, вы, долгое время руководивший постоянной комиссией горсовета по земельным вопросам, не считаете ли, что истерия оппозиции может быть связана не столько с национальными интересами страны, сколько с интересом "поделить по карманам" освобождаемые земли? Например, "Славе Севастополя" известно, что на земли, арендуемые ЧФ в центре города, уже рисовали эскизы частных бизнес-комплексов.

— Безусловно. Многие высокопоставленные чиновники уже "нарезали" себе лучшие участки ЧФ для осуществления своих коммерческих проектов. Но соглашение по флоту больно ударило по чьим-то карманам, и мы увидели в Верховной Раде, как оппозиция, позиционирующая себя с европейскими ценностями, со стремлением в Европу, показала той же Европе, что ее место, наверное, в парламентах где-то на Филиппинах, в Малайзии, но никак не в центре Европы. Таких вещей мы давненько не видели, а дымовых шашек, как на школьной "Зарнице", — и подавно… Это говорит о том, что пострадали интересы некоторых народных депутатов, чиновников. Ведь не только земля делилась. По "теневым" схемам передавались целые военные городки.

Классический случай того, с каким нетерпением ждали ухода Черноморского флота, — это Матросский бульвар. Напомню, бульвар, арендуемый флотом, по поддельным документам и при молчаливой позиции руководства администрации через договор суперфиция пытались передать в частную собственность под строительство апартаментов. Считалось, что Россия уже уходит… Так о чем говорить? Землю, по сути, отбирали, несмотря на протесты горожан. По этому факту было возбуждено уголовное дело.

— С другой стороны, украинские патриоты, не отягощенные земельными интересами, говорят об опасности базирования на нашей земле флота государства, постоянно борющегося с терроризмом на своей территории…

— Да, ведется дискуссия о том, что в этом есть определенная опасность. Якобы Россия — агрессивная страна. Но я считаю, что как раз наоборот: присутствие ЧФ РФ есть гарантия стабильности для Севастополя и Украины. Я просто взял и проанализировал события 1999 года, когда бомбили Югославию. В Югославии были мастерски разыграны межнациональный конфликт, этническая карта, когда целое мировое сообщество заступилось за косовских албанцев. Я посмотрел те базы, с которых их бомбили, и стало понятно, что защищались геополитические интересы стран из-за океана.

Пока здесь стоит Черноморский флот, такого конфликта теоретически быть не может. Если бы прошлой команде удалось остаться у власти и выдавить ЧФ, никто не дал бы гарантий, что через три-пять-десять лет "югославия" не повторилась бы в Крыму, что кто-то не захотел бы пододвинуть "горячую точку" через нас поближе к Российской Федерации. Теперь четко можно сказать, что этого не будет. Российская Федерация будет модернизировать свой флот, уже ведется речь о том, что один из новых кораблей типа "Мистраль" планируется поставить на боевую службу Черноморского флота.

Так что, на мой взгляд, трудно назвать минусы в данной ситуации. И вся эта истерия просто притянута за уши.

Другие статьи этого номера