Игра в одни ворота

Редакция регулярно получает письма о транспорте. Правда, в основном от пассажиров — о качестве перевозок. Но вот показательное письмо от самого перевозчика, вернее, водителя одного из маршрутных автобусов города. По его словам, он выражает точку зрения на современные транспортные проблемы известного числа своих коллег. Вот что он пишет.

"Когда-то существовала серьезная проблема, связанная с обеспечением севастопольцев общественным транспортом. Люди среднего и старшего поколения прекрасно помнят, как сложно было вовремя попасть на работу. Первые ласточки по улучшению такой ситуации прилетели в виде "топиков". Так называлась марка микроавтобусов, которые закупил город под залог коммунального имущества (отсюда и повелось в народе называть маршрутные такси "топиками"). Но до решения проблемы было еще далеко. И тогда последовало обращение властей к предпринимателям: покупайте автобусы и микроавтобусы, а мы создадим все условия для их нормальной работы. И начался бум. Постепенно количество транспорта оптимизировалось, и проблема пассажироперевозок была практически решена.

Но администрация города на этом не остановилась, разрешая добавлять транспорт. Была создана целая серия параллельных, на мой взгляд, маршрутов. Как правило, они возникали, когда один перевозчик конкурировал с другим. Пример: 12-й и 120-й маршруты. И вот сейчас коммерческий общественный транспорт буквально заполонил город.

Зато появилась другая проблема — рентабельность. Она, как мне кажется, настолько низкая, что если автобус еще не выкуплен (а таких очень много), то выручки не хватает даже на его содержание, не говоря уже о доходах. Для сравнения: в других городах выручка как минимум в два раза выше, чем у нас. Причин здесь несколько. Во-первых, неоправданно низкая стоимость проезда (везде по Украине — выше 1,5 грн). Во-вторых, организация движения: некоторые маршруты перекрывают друг друга примерно, по моим подсчетам, от 80 до 100%. В-третьих, движение по одному маршруту одновременно транспорта разных категорий с незначительно отличающейся стоимостью проезда, а на некоторых маршрутах — и с одинаковой стоимостью.

Вследствие этого возникла нездоровая конкуренция, которая привела к гонкам на маршруте и, соответственно, к многочисленным нарушениям Правил дорожного движения и аварийности. Кроме того, из-за большого количества машин для обеспечения минимального интервала на конечных (отстойных) остановках на некоторых маршрутах скапливается порой до 20 "топиков", да и автобусов тоже немало. В итоге время отстоя становится соизмеримо с временем работы на маршруте, и, соответственно, машины значительно недорабатывают.

Что делать? Ну, конечно, оптимизировать проездные тарифы и реструктуризировать маршруты, чтобы они не входили в серьезное противостояние друг с другом. Ведь что получается: со времени введения последних тарифов стоимость топлива увеличилась более чем в два раза, стоимость запчастей — в 3-4 раза, затраты на обслуживание также значительно выросли, а тарифы не изменились. Говорят, в планах администрации — до 2012 г. существенно уменьшить число "топиков". Но ведь этот вид транспорта городу очень нужен. Есть значительная часть пассажиров, которые предпочитают ездить только на "топиках" и готовы за это платить, да и по ночам автобусам работать нерентабельно.

Думается, необходимо сделать более существенную разницу в стоимости проезда у автобусов и маршруток, например 2 и 3 грн. Ну должен же быть более скоростной и более удобный транспорт значительно дороже, чем автобус! За удобства нужно платить! И сейчас "платные" пассажиры предпочитают ездить на маршрутке, а не на автобусе. Тем более что стоимость проезда отличается незначительно. А садятся в автобусы тогда, когда не могут сесть в маршрутку. В конце концов, можно оставить стоимость проезда в автобусах прежней, а на маршрутках увеличить до двух раз по сравнению с автобусами. Тогда за счет роста пассажирооборота рентабельность на автобусах значительно вырастет, а маршрутки, как минимум, ничего не потеряют.

Неправильно, когда транспорт, более дорогой и имеющий более высокие расходы на обслуживание, приносит примерно одинаковую выручку с автобусами. Не зря сейчас многие хозяева занимаются их продажей. Они не могут свести концы с концами и вынуждены уходить из этого бизнеса. Если сейчас не изменить ситуацию, неизвестно, чем все это может закончиться. Остается надеяться, что администрация города сумеет найти необходимый баланс в организации движения коммерческого общественного транспорта.

В. Наумов, водитель".

________________________

ЧЬЯ "ИГРА" И В ЧЬИ "ВОРОТА"?

Мы попросили прокомментировать это письмо в отделе транспорта и связи СГГА. Приводим ответ специалистов:

— Альтернативная перевозка в Украине введена с 1996 года. И за 14 лет законодательная база по организации перевозок пассажирским автотранспортом общего пользования неоднократно менялась. Самостоятельных решений регионы не принимают. В городе утверждена маршрутная сеть. Проводятся конкурсы, заключаются договоры с перевозчиками. Хоздеятельность перевозчики осуществляют самостоятельно. Постановлением Кабмина СГГА не наделена полномочиями по регулированию и установлению тарифов на маршрутных такси. Но по сравнительным данным, в Севастополе тарифы на коммерческих перевозках находятся в середине всеукраинской шкалы. И разница в стоимости проезда в автобусах и маршрутках вполне приемлемая.

Согласно постановлению КМУ от 26.09.2007 г., перевозка пассажиров в режиме маршрутного такси организовывается при наличии сообщения в обычном или экспрессном режиме движения автотранспорта или движения других видов транспорта. Поэтому задача у транспортников одна: обеспечить пассажирам альтернативу, т.е. право выбора, как и на чем добираться до места назначения: по скорости, комфорту и стоимости.

Существующая в городе маршрутная сеть утверждена в декабре 2005 г. решением горсовета и с тех пор трижды корректировалась. В отделе транспорта и связи СГГА подготовлены изменения по дальнейшей оптимизации маршрутов. Значительная часть дублирующих маршрутов будет исключена. К примеру, зачем иметь маршруты с литерой "А", если в "подкове" центрального городского кольца введено одностороннее движение? На утверждение депутатов будут вынесены маршрут N 137 "Звездный берег" — пл. Захарова" и маршрут с Северной в Балаклаву.

В СГГА нет планов по "уничтожению" микроавтобусов. Сегодня в городе 1053 автобуса разного класса, из которых примерно 400 — среднего класса, 235 — большого, остальные — класса "В" на 16-18 мест. Региональной программой "Транспорт" предусмотрено соотношение автобусов большой и средней вместимости к микроавтобусам примерно как 60 к 40. Пассажировместимость подвижного состава увеличится при уменьшении общего количества транспорта. Только за 1,5 последних года количество пассажирского транспорта уменьшилось на 350 единиц при увеличении общей пассажировместимости на 28%.

Специалисты понимают, что в позднее время, когда людей в городе не так много, не надо запускать на линию (держать на маршрутах) большие и средние автобусы. С этой задачей успешно справятся маршрутки ("топики").

Резюмируя свои комментарии на предложения водителя В. Наумова, начальник отдела транспорта и связи СГГА А. Пахомов сказал, что сегодня "не чиновник (даже самый умный) командует процессом, а рынок". А принципы рыночной экономики определены государством. И самостоятельными "играми" транспортники Севастополя заниматься не намерены. Тем более что "ворота" на транспорте одни — пассажирские!

Сергей КОШКИН.

Другие статьи этого номера