16 октября 1992 года был принят закон Украины "Об охране атмосферного воздуха", который направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его обновление и улучшение, устранение вредного воздействия на окружающую среду.Государственные стандарты в этой сфере являются обязательными, они определяют понятия и термины, режим использования и охраны атмосферного воздуха, методы контроля над его состоянием, требования для предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух. Также устанавливаются нормативы: экологической безопасности атмосферного воздуха; ограниченно допустимых выбросов загрязняющих веществ и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками; ограниченного образования загрязняющих веществ, которые выводятся в атмосферу; использования атмосферного воздуха как сырья; концентрации загрязняющих веществ в отработанных газах.
Государство возлагает на предприятия, учреждения и организации соответствующие обязанности, в связи с чем они должны использовать все необходимые меры для уменьшения объёмов вредных выбросов, поддерживать в надлежащем состоянии сооружения, оборудование и аппаратуру очистки выбросов.
Правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются: нарушения нормативов выбросов загрязняющих веществ, допускаемых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов; использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного предназначения без разрешения специально уполномоченных государственных органов.
Органом, уполномоченным реагировать на вышеуказанные правонарушения, является государственная экологическая инспекция (ГЭИ) в Севастополе. Надзор за соблюдением законов с ее стороны осуществляет Севастопольская межрайонная природоохранная прокуратура.
В мае 2010 года в результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что один из городских предпринимателей в нарушение ч. 5 ст. 11 закона Украины "Об охране атмосферного воздуха" без соответствующего разрешения осуществлял эксплуатацию стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.
Согласно законодательству, подобного рода деятельность подлежит безусловной временной приостановке.
По указанному факту природоохранной прокуратурой немедленно приняты меры реагирования, внесено предписание в ГЭИ о незамедлительном принятии решения об ограничении или временном запрете (приостановке) деятельности предпринимателя в части эксплуатации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По решению ГЭИ деятельность предпринимателя приостановлена.
Это всего лишь частный пример, в то время как проверки показывают, что такие случаи не единичны. Настоятельно рекомендуем субъектам хозяйствования не играть с подобного рода нарушениями закона и в установленном законом порядке получать соответствующие разрешения.