Мирра, Миранда, Мишель…

В апреле в рубрике "Профили" мы опубликовали "слезоточивый" материал "Донька": история немолодого одинокого мужчины, который узнал, что у него есть шестнадцатилетняя дочь Ника! Эта история (и это интервью) легла в основу пьесы "Донька" — тема, согласитесь, достаточно актуальная для сегодняшнего дня и сегодняшнего зрителя. И вот портрет исполнительницы заглавной роли — Мирры Никифоровой — в самой околотеатральной рубрике "Профили".

В наше время безотцовщиной уже никого не удивить! То ли мужчины стали пугливыми и сбегают из семьи с рождением ребенка, то ли женщины стали более самостоятельными и в состоянии вырастить потомство в одиночку, но… количество детей из "неполных" семей растет в геометрической прогрессии. Оставим решение этой проблемы специалистам по социальной психологии. Сегодня нас интересует феномен ребенка, выросшего без отца.

Мирра Никифорова — обыкновенная современная пятнадцатилетняя девушка. Впрочем, не совсем обыкновенная. С раннего детства она знала наверняка, что станет Артисткой! И (очень на то похоже) уже стала.

— Мирра, кому первому пришла в голову эта бредовая идея о сценической карьере?

— Идея пришла в голову маме. С того момента, как начала ходить, я доказывала всем окружающим свою артистичность. На вопрос: "Миррочка, кем ты хочешь стать?" — всегда был один и тот же ответ: "Актрисой". Никаких других вариантов у меня никогда не было, и уже, скорее всего, не будет. Моя мама никогда не пыталась перенаправить меня в другое русло, наоборот, старалась найти для меня лучший способ самовыражения. И вот в один тёплый осенний день, возвращаясь с работы, увидела объявление в общественном транспорте: "Приглашаем в актёрскую школу". Недолго думая, увидев мой восторг, мама отправила меня учиться. Я окончила актерскую школу, а потом поступила в театральный центр школы N 14. Теперь собираюсь поступать в училище.

— Тебе не кажется, что профессия артиста слишком зависимая от многочисленных факторов: настроение режиссера, расположение к тебе мэтров сцены, благосклонность дирекции?.. Готова ли ты к тому, что после училища лет так пять будешь играть "кушать подано" или в массовке?

— В любом случае отступать поздно. А поведение режиссёра (из моего небольшого опыта) часто зависит от самих актёров: их подготовленности к той или иной сцене, желания играть именно эту роль и т.д. Главное — слушать, понимать и не спорить. (В этом плане я слегка несдержанна, признаю). Насчёт благосклонности и расположения коллег?.. По-моему, главное правило — не вступать ни в какие "блоки" и ни с кем не дружить против кого-то. Оставаться самой собой и делать то, что нравится, но делать хорошо. В крайнем случае, можно наступить на горло своим принципам и сделать то, о чем тебя просят.

Если говорить о театральном образовании, то, думаю, оно не всегда нужно. Ведь великими актёрами могут стать люди без всякого театрального образования. Просто надо уметь раскрыть свои прирожденные актерские данные. Но в наше время, если у тебя нет нужного образования, никто тебя даже слушать не станет.

Но параллельно я буду реализовывать себя и в иных направлениях. Например, кроме театрального, мечтаю иметь образование искусствоведа. В любом случае моя будущая профессия будет связана с искусством.

— Биографии великих артисток свидетельствуют о том, что большинство из них несчастны в личной жизни. Готова ли ты добровольно отречься от семейной жизни в ее общепринятом смысле?

— Я давно поняла, что счастье в личной жизни — не самое главное в жизни! Сначала я реализую себя как человек, а потом уже как жена и мать. Отречься от семьи совсем — никогда. Близкие люди всегда должны быть рядом. По возможности буду отказываться от той или иной работы в пользу семьи. А вообще, замуж я не собираюсь ещё очень долго. Меня пугает сама эта мысль. И ещё: никогда не смирюсь с положением "зависимость от мужа" в финансовом смысле. Мужу тяжело будет с этим согласиться, ну что же, жаль! Другой я уже не стану.

Ого! Какие мысли и рассуждения в пятнадцать-то годиков! В этом возрасте современные девушки, будущие жены и матери, уже жестко программируют себя на полную независимость от мужчины. Одна из составляющих будущего одиночества и безотцовщины. Чур меня, чур! У Мирры все будет хорошо.

— Тебе всего лишь 15, а ты уже успела, как я знаю, сыграть в нескольких спектаклях. Расскажи о них и о своих ролях.

— Каждый спектакль для меня особенный. Каждый из них необычно срежиссирован, и в каждом присутствуют элементы мистики и какой-то тайны. Это всё очень завлекает, затягивает, как пение сирен. Мне импонирует роль Нины Заречной в спектакле "Чехов курит!", обожаю роль Ангела в недавно вышедшем спектакле "Спектральный анализ… Женщины". Близок своей грустью и одиночеством Маленький Принц. Сейчас вот Мишель Лежен в выпускаемой "Доньке". Но я не могу выделить какую-то одну: они такие разные и такие близкие. И мне очень нравится быть частью таких историй.

— Сейчас ты заканчиваешь работу над заглавной ролью в спектакле "Донька". Опиши свою героиню, и насколько этот образ конгруэнтен с тобой?

— Моя героиня интеллигентна, умна, сообразительна, но, как все подростки, эмоциональна и немного стервозна. Открою страшную тайну: пьеса писалась специально под меня, хотя об этом говорить нескромно. Мишель — это я! И иногда в каких-нибудь эпизодах у меня возникает вопрос: "Как бы я сделала на её месте?" Получается, что я проживаю собственную жизнь, но, надеюсь, с другим финалом. В отличие от Мишель я знаю, что у меня есть отец: он живет в Москве и у него другая семья, недавно родился ребенок… Но от нас с мамой он ушел, когда мне было три года. Кстати, я до сих пор помню многие детали его ухода. Не знаю, как бы я поступила в ситуации, в которой оказалась Мишель, но если бы в тот момент мне под руку попался пистолет, то… я бы тоже выстрелила! Хотя своего отца, так же, как и Мишель, я не виню.

— Насколько я осведомлен, ты готовишься к новой роли — Миранда Грей в спектакле "Коллекционер". Чем этот персонаж тебе интересен (если, конечно, интересен)?

— Это роль мне интересна, потому что произведение я прочитала давно, и оно меня очень растрогало и поразило. Ничего подобного я в жизни не читала, была под впечатлением ещё долгое время. Даже описание самой Миранды и внешне, и по характеру схоже со мной. Ощущение, будто все пятнадцатилетние девушки во все времена и во всех странах очень похожи. Но о будущих ролях лучше не говорить — дурная театральная примета!

— Сцена — действительно один из самых сильных наркотиков?! Что ты испытываешь, когда выходишь, к примеру, на сцену театра им. А.П. Чехова в Ялте? И вообще, есть ли существенная разница между сценами?

— Перед выходом на сцену в Ялте я чувствую необычайный прилив сил. Правильно говорят, что сцена — это, наверное, самый сильный наркотик. Чувствовать зрителя, ощущать его дыхание, его чувства и эмоции, даже управлять ими… В реальной жизни таких ощущений не испытать. Вот почему от них очень тяжело отказаться и невозможно забыть. Вот почему уйти из театра добровольно практически невозможно! В театре ты оставляешь часть себя, большую часть. Поэтому, выйдя хоть раз на сцену, ты будешь возвращаться туда снова и снова.

А в отношении разницы между сценами — ее нет! Зритель везде одинаковый, и если ты не играешь, а живешь, то уже неважно, где это происходит: в доме культуры или на престижной сцене.

— Считаешь ли ты себя реализованной? Если — нет, то чего не хватает для полной реализации?

— Я знаю, что еще не до конца реализована, чего-то мне не хватает… Скорее всего, какой-то моральной реализованности, ощущения равновесия. Наверное, оттого, что я иногда несдержанна и очень упряма.

— Опиши кумира своего поколения Generation next и типичного представителя оного. Что толкает тинейджеров к наркотикам, алкоголю, ну и всякому такому?

— Кумира как такового и нет. Но это не мешает мне восхищаться Виктором Цоем и вообще рок-музыкантами: они по-настоящему свободны.

Ведь в большинстве случаев молодежь увлекается именно тем, что запретно, из чувства противоречия, бунта против запретов родителей: чем больше запрещают, тем больше хочется это попробовать, сделать по-своему. У меня есть несколько друзей, от которых родители требуют только хороших оценок и уборки квартиры. А что творится в жизни ребёнка, чем он живёт, чем увлекается — их совершенно не волнует. И тогда они находят утешение в компании себе подобных.

— Какие земные ценности являются для тебя приоритетными?

— Я очень ценю преданность и никогда не прощу того, кто меня предал. О, строчка из "Кокона". Но больше всего ценю настоящую дружбу — наверное, это самое главное в жизни!

Андрей МАСЛОВ.

* * *

Совсем скоро Мирра окончит школу, поступит в училище, может быть, станет известной на весь мир Артисткой… Пресс-конференции с ней будут транслировать по телевизору, и однажды ее отец узнает в мегазвезде свою дочь, Доньку. И он непременно захочет с ней встретиться. Какой будет эта встреча? И не окажется ли, как в спектакле "Донька", пистолет поблизости?! Ведь, как сказал замечательный драматург Александр Мардань, "жизнь отличается от театра только одним: в театр можно вернуться"!

Другие статьи этого номера