Впереди — самые длинные каникулы

За 4 месяца 2010 г. в Севастополе произошло 30 ДТП с участием детей, в 21 из них 22 ребенка пострадали. По вине детей произошло 7 ДТП, в которых пострадало 6 детей.Ежедневно мы садимся за руль своего автомобиля и мчимся по дороге, порой опаздывая на важную встречу, обдумывая множество повседневных проблем и забот или просто в плохом настроении… Внезапно в пределах проезжей части появляется ребенок. Как должен водитель оценить подобную ситуацию? Почему ребенок может повести себя не так, как взрослый? Что должен знать водитель о поведении детей на дороге, чтобы не случилось трагедии?

В большинстве случаев юные участники дорожного движения ведут себя на дороге так, как делали это взрослые в их присутствии. Сразу хочется напомнить о силе личного примера. Ведь, нарушая правила дорожного движения в присутствии ребенка, взрослый подталкивает юного пешехода повторить его ошибку. Но в силу психологического и физиологического развития ребенка его реакция на определенную дорожную ситуацию может быть совершенно иной, нежели у взрослого пешехода.

Взрослые и дети переходят проезжую часть совершенно по-разному. Первые оценивают ситуацию на дороге заранее, еще на подходе к ней, в то время как ребенок начинает этот процесс, только подойдя вплотную к проезжей части или уже находясь на ней. А поскольку большинству детей присуще так называемое туннельное зрение, когда ребенок воспринимает только то, на что непосредственно направляет взгляд, то оценить в целом обстановку и предвидеть опасность ему очень тяжело.

Ребенок может просто неожиданно устремиться вперед или резко поменять направление движения в противоположную сторону. Увидев перед собой лужу, он может резко отскочить в сторону, чтобы не испачкаться, не задумываясь о том, что может попасть под машину. Более того, большинство детей полагают, что автомобиль вполне способен остановиться мгновенно. Зачастую ребенок реагирует лишь на габариты автомобиля и не может оценить скорость его движения.

Из-за невысокого роста юных пешеходов водителю гораздо сложнее их заметить, а ребенок, в свою очередь, не всегда в достаточной степени может оценить дорожную ситуацию, если у дороги имеются какие-либо предметы, ограничивающие видимость.

Дети неспособны быстро принимать решения, которые требует от них быстро меняющаяся дорожная обстановка, и чаще всего просто теряются. А в сложившейся опасной ситуации ребенок не в силах оперативно оценить возможность беды. Причем этому подвержены не только дошкольники, но и дети старшего возраста.

Правила дорожного движения требуют: п. 1. 7. "Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особо внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонного возраста и лица с явными признаками инвалидности".

Если водители будут учитывать особенности поведения юных пешеходов, это поможет им избежать огромного количества трагедий на дорогах.

Другие статьи этого номера