Три минуты войны и 40 лет забвения

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЫСТАВКЕ Б.Г. ШЕЙНИНА.
В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого в течение восьми майских дней демонстрировалась выставка фронтового фотокорреспондента газеты "Красный флот" Бориса Григорьевича Шейнина, посвященная 65-летию Великой Победы. От осажденного Севастополя до поверженного Берлина — таков его боевой путь.

…Купол Владимирского собора в дымовой завесе, у подножия стелется пламя. В соседних разрушенных зданиях зияют, как пустые глазницы, оконные проемы. Этот снимок приобщился к материалам Нюрнбергского процесса в списке обличительных документов как свидетельство варварства гитлеровских захватчиков, уничтоживших в Севастополе памятники архитектуры и духовные святыни города.

От снимка к снимку зритель словно пролистывает страницы книги, в которой отразились и горечь военных потерь, и радость победных залпов. Друживший с Борисом Шейниным его коллега по "Красному флоту" писатель Петр Сажин, автор книги "Севастопольская хроника", особо отмечал его уникальные фотографии, сделанные с риском для жизни. "В снимках Шейнина, исторически точных и правдивых, виден характер фотографа: он всегда удивлял меня, — писал П. Сажин, — презрением к опасности во время съемок".

…Крейсер "Красный Крым" ошвартовался в Южной бухте. Борис Шейнин добирался до его стоянки, получив задание сделать фоторепортаж по случаю присвоения кораблю звания гвардейского. И попал под налет вражеских самолетов. С неба на бухту сыпались бомбы, во все стороны разлетались осколки. Пришлось корреспонденту спрыгнуть в траншею. Потом он выбрался на открытое для съемки, но опасное место.

Из книги Б.Г. Шейнина "В объективе — война":

"Вдруг все заглушает взрыв. Не раздумывая, вскидываю фотоаппарат с телеобъективом к небу, спускаю затвор "лейки" и тут вижу: из светлого оранжевого облака вываливается крыло самолета со свастикой. Инстинктивно прикрываю аппаратом голову от летящих сверху осколков. Снова нажимаю на кнопку затвора. Очень близко падает кусок самолета. Плотный, раскаленный, как броневая плита, воздух бьет в грудь и опрокидывает на спину. Щупаю фотоаппарат. Цел!"

Этот снимок разлетающихся обломков германского бомбардировщика тогда обошел крупнейшие газеты мировой печати! Позднее его опубликовал на обложке американский журнал "Лайф".

У фотографии "Взрыв немецкой подводной лодки" задержался крепкого сложения мужчина со звездой Героя России. Это гость из Санкт-Петербурга, бывший командир атомохода капитан 1 ранга А. Ефанов. Он делится своими впечатлениями: "Довелось мне видеть много фотографий, снятых в годы Великой Отечественной войны. А на этой выставке представлены редчайшие кадры. Они делают зрителей как бы очевидцами тех событий, вызывают чувство гордости за наших отцов, победивших грозного врага. Любовь к жизни и боль за страдания людей переданы Борисом Шейниным с неповторимым мастерством. Организаторы выставки достойны глубокого уважения и благодарности. Для воинов-черноморцев эта выставка послужит наглядным уроком служения Отечеству".

В 1965 году "Литературная газета" впервые (!) вынесла на первую полосу фотографию Берлина 1 мая 1945 года с комментариями писателя Василия Субботина, автора вышедшей миллионным тиражом книги "Так кончаются войны": "Я рад, что здесь печатается снимок известного и прославленного во время войны корреспондента-черноморца Б. Шейнина, сделанный на крыше рейхстага. Это очень честный и правдивый снимок. В нем есть те будничность, естественность, простота и натуральность, которые сами собой отметают всякую фальшь".

Как же появился такой снимок?

…Шел ожесточенный бой. Королевскую площадь перед рейхстагом прочерчивали трассы огня, взрывались мины и снаряды. Проникнуть туда в первые часы атаки, да еще с фотоаппаратом, никто не мог.

Из воспоминаний Бориса ШЕЙНИНА:

"У Бранденбургских ворот ко мне подошел фоторепортер журнала "Огонек" Олег Кноринг и говорит: "Давай, Борис, взберемся на крышу, смотри, там уже лазят какие-то солдаты…" Подходя к зданию, я увидел на лестнице убитого. Кольнуло сердце: какое горе — умереть в пяти метрах от победы… Так вот, добрались мы по еще горящим балкам на крышу рейхстага при помощи какого-то черного от копоти, обстрелянного солдата. И тут я увидел, что на обломках фигур рыцарей на рейхстаге один из наших бойцов держит на небольшом древке темно-красное полотнище…".

Знаменитое Знамя Победы, специально сшитое и чистое, выносят теперь на парады. А этот флаг, задымленный и пробитый пулями, бойцы пронесли, быть может, от самой Москвы.

Как-то Шейнина спросили, когда и откуда начался его фронтовой путь.

— Мои первые военные снимки — из осажденной Одессы, — ответил фоторепортер. — А воевал я всего три минуты. Так подсчитала моя дочь Тамара: она — математик. За 47 месяцев войны я снял девять тысяч кадров. А один "щелчок" происходит со скоростью в одну пятидесятую секунды. Значит, Тамара права: получается примерно три минуты!

Борис Григорьевич Шейнин — коренной севастополец. Он с детства мечтал стать фотографом. Его мечта неожиданно сбылась, когда он начал служить на Черноморском флоте. На выставке в Севастополе в Доме флота на фотографии матроса Б. Шейнина обратил внимание заместитель наркома ВМФ И.В. Рогов и приказал направить моряка в газету "Красный флот", которая только стала выходить в Москве.

Всю войну "Красный флот" печатал фотографии Б. Шейнина из Одессы и Севастополя, с фронтов и флотов. Снимок с крыши рейхстага был сделан 1 мая 1945 года — за Берлин еще шло сражение.

Боевой путь Бориса Григорьевича Шейнина отмечен многими наградами: в их числе два ордена Красного Знамени, Отечественной войны и Красной Звезды; в медалях — боевой путь от Севастополя до Вены и Берлина. Есть награда, которой Борис Шейнин особенно гордится. Это "Почетный знак ветерана 2-й Гвардейской армии". Он получил его вместе с письмом генерал-лейтенанта И.С. Стрельбицкого, заместителя командующего 2-й Гвардейской армией:

"Дорогой наш гвардеец Борис Григорьевич!

Артиллеристы армии помнят Вас по совместной деятельности в боях за Севастополь. Мы ценим Вашу товарищескую, профессиональную помощь нашим гвардейцам в создании фотопанорам в целях управления артиллерийским огнем. За Ваш фронтовой труд, за подвиг в освобождении Севастополя и Крыма, за Ваше хорошее чувство поддержки боевых друзей благодарим…"

Из воспоминаний Бориса ШЕЙНИНА:

"Газета "Красный флот" 7 мая 1944 года напечатала мой снимок "Севастополь в огне". На нем сквозь дым различались едва заметные белые черточки. Командующий артиллерией 2-й гвардейской армии генерал-майор Иван Семенович Стрельбицкий сразу понял: это огневые точки противника. Он приказал меня разыскать. И когда я предстал перед генералом, он спросил, можно ли из снимков составить панораму города. Услышав утвердительный ответ, сказал: "Немедленно!"

Благодаря этой фотопанораме артиллеристам удалось подавить многие огневые точки гитлеровцев. К вечеру после освобождения Севастополя генерал, встретив меня, сказал: "Знаете, многие бойцы обязаны вам жизнью. Вы теперь навсегда наш гвардеец!"

И вот через четверть века прислали такой знак".

Тысячи эпизодов и героев войны запечатлел замечательный севастопольский фоторепортер Борис Григорьевич Шейнин. Они публиковались во всех изданиях, посвященных Севастополю, они вошли в летопись Великой Отечественной войны.

На прошедшей выставке в одном из разделов отразился и послевоенный Севастополь: восстановленные кварталы, промысловые и научные корабли, уходящие в море, боевая учеба воинов-черноморцев… Борис Григорьевич продолжал вести историческую фотолетопись родного города. Эти снимки наполнены радостным ощущением мирных дней… Раннее утро, от Графской пристани движутся три поливальные машины, "умывая" площадь Нахимова… К финишу устремляются гребцы матросской шлюпки… Севастопольцы встречают дважды Героя Советского Союза И. Папанина…

Выставка вызвала у севастопольцев и гостей города притягательный интерес и благодарные отзывы. Прочтем некоторые из них.

О. Яцких: "Добрую память оставил Борис Шейнин о себе и действительно страшную память о войне. Какое нужно было иметь мужество и отвагу, чтобы в горниле войны запечатлеть подвиг нашего народа".

Вячеслав Горелов: "Велика ценность выставки для нас, поколения родившихся в 50-е годы. И особенно значима она для учащихся и студентов, которым в иных школах преподносят в последние годы фальсифицированную историю. Пусть молодые узнают, как это было на самом деле: фотографии Б.Г. Шейнина — лучший и вечный памятник нашей Победе".

Семья Корнеевых: "Благодарим Художественный музей за организацию выставки Б.Г. Шейнина, его детей, Тамару и Владимира, сохранивших наследие отца, которое отразило правдивые мгновения военного и мирного времени нашего города".

Эти и многие другие отзывы лучше всего обобщает короткая фраза из давнего письма одного из самых авторитетных военных писателей ХХ века: "Уважаемый Борис Григорьевич! Мне по душе Ваши снимки, сделанные в гуще боев. Таких снимков у Вас немало — и я высоко их ценю. Жму руку. К. Симонов. 3.05.75".

К творческому наследию Б.Г. Шейнина неоднократно обращались и кинодокументалисты, и историки. Его фотографии печатались в книгах маршала Г. Жукова, адмиралов Н. Кузнецова, И. Исакова, писателей Г. Черкашина, П. Сажина. Он и сам написал книгу "В объективе — война", выдержавшую три издания.

Выступивший на открытии фотовыставки директор Севастопольского международного фестиваля "Война и мир" режиссер Роман Мархолиа особо подчеркнул высокое профессиональное мастерство Б.Г. Шейнина и современное звучание его творческого наследия.

Казалось бы, чего же боле?.. Но когда зрителей пригласили к осмотру фотографий, прозвучал еще один голос, обративший внимание на то, что со времени предыдущей выставки Б.Г. Шейнина в Севастополе прошло уже около 40 лет. И это стало временем забвения. И за эти годы никто не проявил инициативы, чтобы собрать бесценные фотографии нашего земляка в один альбом. Роман Мархолиа согласился, что Б.Г. Шейнин, безусловно, заслужил подобное издание, и об этом следует подумать…

Календарные рамки Севастопольского фестиваля — май-сентябрь 2010 года. Как поется в знаменитой песне, "промежуток малый", но если взяться всерьез и с профессиональным умением, вполне реален выпуск книжного сюрприза. Ведь какой замечательный пример показали севастопольский фотосалон и Дом Москвы, которые в эти дни к фотовыставке "Лица уходящей эпохи" оперативно напечатали великолепный альбом с трогательным посвящением "Нашим дедам, бабушкам, отцам и матерям".

Для ветеранов фотокнига "От Севастополя до Берлина" станет желанным подарком, так как чего-то особенно памятного им не прислали (правда, еще одну юбилейную медаль).

В буклете Севастопольского фестиваля "Война и мир" названы 22 организации, оказавшие поддержку этому мероприятию, в том числе три министерства, восемь посольств, пять международных гуманитарных фондов (Kulturkontakt, IFA, Japan Fund, Фонд "Русский мир", Фонд СНГ). Им ли не осилить один фотоальбом?!

Другие статьи этого номера